Иск о возложении обязанности по обеспечению транспортным сообщением населенных пунктов удовлетворен, поскольку участие субъекта РФ в организации регулярных межмуниципальных пассажирских перевозок должно совершаться в интересах широкого круга лиц, так как имеет социальный характер, направлено на удовлетворение потребностей и интересов общества; в данном случае были нарушены права неопределенного круга лиц, в интересах которых в суд обратился прокурор.

Апелляционное определение Иркутского областного суда от 27.08.2014 по делу N 33-6364/2014

Судья: Орлова Л.В.

Судья-докладчик: Кравченко Е.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Гуревской Л.С.,

судей Астафьевой О.Ю. и Кравченко Е.Г.,

при секретаре К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иркутского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к министерству транспорта Иркутской области о возложении обязанности по обеспечению транспортным сообщением населенных пунктов

по апелляционному представлению прокурора Иркутского района на решение Свердловского районного суда города Иркутска от 14 мая 2014 года,

установила:

Прокурор Иркутского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к министерству транспорта Иркутской области о возложении обязанности по обеспечению транспортным сообщением населенных пунктов. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Иркутского района проведена проверка по обращению Г. о нарушении права на проезд ветеранов труда по маршруту Никольск — Иркутск. В ходе проверки поступила информация из министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, что сведения о перевозчиках, выполняющих рейсы по указанному маршруту, отсутствуют. На основании Федерального закона «О ветеранах», постановления Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп, закона Иркутской области от 05.05.2010 N 42-оз «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области», постановления Правительства Иркутской области от 10.08.2012 N 430-пп «Об отдельных вопросах организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области» просил суд возложить обязанность на министерство транспорта Иркутской области обеспечить транспортное сообщение по межмуниципальному маршруту «Иркутск — Никольск» с целью создания условий ветеранам для использования права бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования междугородных (внутриобластных, внутрирайонных) маршрутах.

В судебном заседании прокурор Осипова А.С. исковые требования поддержала, представитель ответчика министерства транспорта Иркутской области З. возражала против удовлетворения исковых требований.

Решением суда от 14 мая 2014 года в удовлетворении исковых требований прокурора Иркутского района о возложении обязанности на министерство транспорта Иркутской области обеспечить транспортное сообщение по межмуниципальному маршруту «Иркутск — Никольск» с целью создания условий ветеранам для использования права бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования междугородных (внутриобластных, внутрирайонных) маршрутах отказано.

В апелляционном представлении прокурор Иркутского района Бабенко В.В. просит решение суда по данному делу отменить, принять новое решение. В обоснование представления указывает, что в соответствии с Положением о министерстве транспорта Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области 07.06.2013 N 214-пп, одной из задач указанного министерства является обеспечение организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригодном сообщениях на территории Иркутской области. По информации министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области сведения о перевозчиках, выполняющих рейсы по маршруту «Иркутск — Никольск» отсутствуют. ИП Т., осуществляющий перевозку по указанному маршруту, является ненадлежащим перевозчиком, поскольку им не заключен договор с министерством транспорта Иркутской области, не открыт в предусмотренном законом порядке маршрут перевозки. Требования об обязании ответчика предоставить меру социальной поддержки истцом не заявлялись. На невозможность использования ветеранами меры социальной поддержки указано истцом как на цель обращения с данным иском, поскольку предоставление ветеранам указанной меры социальной поддержки невозможно без надлежащим образом организованного сообщения.

В отзыве на апелляционное представление представитель ответчика министерства транспорта Иркутской области З. просит в удовлетворении апелляционного представления отказать.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Кравченко Е.Г., выслушав пояснения прокурора Мальхановой Е.В., поддержавшей апелляционное представление, выслушав объяснения представителя ответчика министерства транспорта Иркутской области З., возражавшей относительно удовлетворения апелляционного представления, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционного представления, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.

Судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу п. п. 3, 4 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу, что открытие автобусных маршрутов в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области осуществляется в заявительном порядке. Поскольку одной из функций министерства транспорта Иркутской области является функция по ведению реестра маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области, у ответчика отсутствуют права к понуждению заключения договора перевозки с перевозчиками. При этом суд признал установленным факт осуществления перевозок по маршруту Иркутск — Никольск — Майск индивидуальным предпринимателем Т.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, указанное регулирование осуществляется в сфере защиты прав человека и общественной безопасности.

Статья 2 Конституции Российской Федерации устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Выявив нарушения в создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах указанных выше поселений, затрагивающие права неопределенного круга лиц, ухудшающих обеспечение жизнедеятельности, прокурор Иркутского района обратился в суд с иском, реализовав полномочия, предоставленные ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также полномочия, установленные ч. 4 ст. 27 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Вопросы организации деятельности междугороднего транспорта отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 319 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы», которая одним из основных приоритетов государственной транспортной политики субъектов Российской Федерации указывает организацию транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

Постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 N 436-пп (ред. 25.03.2014) утверждена программа «Развитие транспортного комплекса Иркутской области на 2014 — 2018 гг.», целью и задачей которой является повышение доступности транспортных услуг для населения на регулярной основе между муниципальными образованиями Иркутской области. Главным исполнителем данной программы указано министерство транспорта Иркутской области.

Законом Иркутской области от 11.12.2012 N 139-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 гг.» предусмотрено финансирование Министерства транспорта Иркутской области по статьям расходов: транспорт, долгосрочные целевые программы, в том числе «Развитие транспортного комплекса Иркутской области на 2012 — 2015 гг.».

В соответствии со ст. 1 Закона Иркутской области от 05.05.2012 N 42-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области» под организацией транспортного обслуживания населения понимается комплекс мер нормативного правового, организационного характера, осуществляемых органами государственной власти Иркутской области в целях обеспечения безопасности дорожного движения и удовлетворения потребностей населения в регулярных перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном (пригородном и междугородном) сообщении на территории Иркутской области, осуществляемых между муниципальными районами, между городскими округами или между городским округом и муниципальным районом. Уполномоченным органом в сфере организации транспортного обслуживания населения, формирования сети межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок исходя из потребностей населения в регулярных перевозках пассажиров и багажа является министерство транспорта Иркутской области, на которое также возложен контроль за осуществлением перевозчиками транспортного обслуживания населения.

Постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2013 N 214-пп (ред. от 28.04.2014) «О министерстве транспорта Иркутской области» определены функции министерства по выработке и реализации государственной политики на территории Иркутской области и нормативно-правовому регулированию в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, в межмуниципальном и пригородном сообщении, исполнении обязательств в сфере обеспечения организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение), в том числе обязательств, возникших в результате судебных решений.

На министерство транспорта Иркутской области возложено обеспечение реализации на территории Иркутской области федеральных целевых и долгосрочных целевых программ Иркутской области в транспортной сфере, согласование расчетов перевозчиков по перевозкам льготных категорий граждан по единому социальному проездному билету, согласование отчета об объемах оказанных услуг по пассажирским перевозкам.

Межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считается открытым, измененным или закрытым с момента внесения соответствующей записи в реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области.

Реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области ведется уполномоченным органом по форме и в порядке, которые утверждаются уполномоченным органом, и подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Открытие и изменение межмуниципального маршрута регулярных перевозок удостоверяется паспортом маршрута регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области, форма которого утверждается уполномоченным органом (п. 4 ст. 6 Закона Иркутской области от 05.05.2012 N 42-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области»).

Регулярные перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок осуществляются на основании соглашения между уполномоченным органом и перевозчиком, предусматривающего порядок взаимодействия сторон соглашения по организации транспортного обслуживания населения и заключаемого на срок не более пяти лет. Документом, подтверждающим право использования транспортного средства на межмуниципальном маршруте регулярных перевозок, является маршрутная карта, выдаваемая уполномоченным органом перевозчику (п. п. 2, 3 ст. 7 Закона Иркутской области от 05.05.2012 N 42-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области»).

Согласно постановлению Правительства Иркутской области от 10.08.2012 N 430-пп «Об отдельных вопросах организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области» (в редакции от 18.12.2013) формирование сети автобусных маршрутов осуществляется министерством транспорта Иркутской области.

Установлено, что в реестре маршрутов регулярных перевозок пассажира и багажа автомобильными транспортом в межмуниципальном сообщении, расположенном на официальном сайте министерства транспорта Иркутской области, информация о рейсах по маршруту «Иркутск — Никольск — Иркутск» отсутствует. Доказательств фактического осуществления регулярных перевозок по указанному маршруту, доступных населению и соответствующих уровню безопасности, суду не представлено. ИП Т. не заключено соглашение об осуществлении пассажирских перевозок с министерством транспорта Иркутской области, маршрут перевозки «Иркутск — Никольск — Иркутск» не открыт в предусмотренном законом порядке. ИП Т. не согласован паспорт указанного межмуниципального маршрута регулярных перевозок, не выдана маршрутная карта, не согласовано расписание движения транспортных средств.

Заслуживают внимания доводы апелляционного представления о том, что обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения, возложенная на министерство транспорта Иркутской области, ответчиком не исполняется. Отсутствие регулярных перевозок по указанному маршруту нарушает права неопределенного круга лиц на доступное, регулярное, безопасное межмуниципальное транспортное сообщение.

Не основан на законе вывод суда первой инстанции о действующем на территории Иркутского района автобусном сообщении Иркутск — Никольск — Майск, осуществляемым ИП Т. с ссылкой на действующее постановление администрации Иркутского района от 19.01.2006 N 295 (ред. от 17.12.2010) «О муниципальных автобусных маршрутах маршрутной сети Иркутского района», поскольку у администрации Иркутского района в силу закона отсутствуют полномочия по утверждению перечня межмуниципальных маршрутов. Согласно постановлению Правительства Иркутской области от 10.08.2012 N 430-пп формирование сети автобусных маршрутов в межмуниципальном сообщении осуществляется министерством транспорта Иркутской области.

Как отмечается в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р, транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения.

С учетом приведенных выше норм права следует, что участие субъекта Российской Федерации в организации регулярных межмуниципальных пассажирских перевозок должно совершаться в интересах широкого круга лиц, поскольку имеет социальный характер, направлено на удовлетворение потребностей и интересов общества.

По настоящему делу нарушены права неопределенного круга лиц, в интересах которых обратился прокурор, в связи с чем, они подлежат судебной защите.

При установленных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором требований.

Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329, п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Свердловского районного суда города Иркутска от 14 мая 2014 года по данному делу отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора Иркутского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к министерству транспорта Иркутской области о возложении обязанности по обеспечению транспортным сообщением населенных пунктов удовлетворить.

Обязать министерство транспорта Иркутской области организовать транспортное сообщение по межмуниципальному маршруту «Иркутск — Никольск».

Председательствующий
Л.С.ГУРЕВСКАЯ

Судьи
О.Ю.АСТАФЬЕВА
Е.Г.КРАВЧЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *