В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в регистрационных действиях по постановке на учет транспортного средства, возложении обязанности зарегистрировать транспортное средство отказано правомерно, поскольку судом обоснованно было указано на то, что вопрос о восстановлении регистрационного учета транспортного средства не может рассматриваться до окончания проверок, осуществляемых органами внутренних дел.

Апелляционное определение Иркутского областного суда от 20.08.2014 по делу N 33-6781/14

Судья: Дроздова Т.И.

Судья-докладчик: Астафьева О.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Гуревской Л.С.,

судей Кравченко Е.Г., Астафьевой О.Ю.,

при секретаре А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф. о признании незаконными действий РЭО ГИБДД УМВД России по городу Братску Иркутской области об отказе в регистрационных действиях по постановке на учет транспортного средства, возложении на РЭО ГИБДД УМВД России по городу Братску обязанности зарегистрировать транспортное средство,

по апелляционной жалобе Ф.

на решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 4 июня 2014 года,

установила:

В обоснование заявленных требований Ф. указал, что Дата изъята обратился с заявлением в УМВД России по г. Братску и в ГИБДД УМВД России по г. Братску о постановке на регистрационный учет принадлежащего ему на праве собственности автомобиля М., паспорт транспортного средства Номер изъят, выдан Дата изъята г. Ванинской таможней.

В удовлетворении заявления о регистрации автомобиля было отказано из-за того, что изменены идентификационная маркировка кузова и предъявленный для регистрации паспорт транспортного средства является поддельным. Данный отказ является незаконным, так как автомобиль приобретен на законных основаниях, в угоне не числится, право собственности со стороны третьих лиц в отношении автомобиля не оспаривается.

Ф. просил суд признать незаконными действия РЭО ГИБДД УМВД России по г. Братску Иркутской области об отказе в регистрационных действиях по постановке на учет в РЭО ГИБДД УМВД России по г. Братску Иркутской области транспортного средства (автомобиля) М.; возложить на РЭО ГИБДД УМВД России по г. Братску Иркутской области обязанность зарегистрировать на его имя указанное транспортное средство с выдачей новых регистрационных документов, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства, государственных регистрационных знаков.

Решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 4 июня 2010 года в удовлетворении заявленных требований Ф. отказано.

В апелляционной жалобе Ф. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; установленные судом обстоятельства не доказаны, неправильно применены нормы материального права.

Указывает, что судом необоснованно не принята во внимание диагностическая карта на автомобиль, которая содержит заключение о соответствии его транспортного средства обязательным требованиям безопасности дорожного движения. Заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что спорный автомобиль не состоял на учете в органах ГИБДД.

Заслушав доклад судьи Астафьевой О.Ю., проверив законность и обоснованность принятого решения суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения препятствует его регистрации.

Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте. Регистрация автомобиля при отсутствии указанного документа прямо запрещена законом.

В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действие (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

На основании пп. в п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 установлено, что на госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности: регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На основании п. 12 указанного Положения установлено, что госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, — без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.

На основании п. 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 года N 496/192/134, установлено, что наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

В соответствии с п. 2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» установлено, что инспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 указанных Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям:

— представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию;

— представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами;

— представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;

— обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

В соответствии с п. 51 Указанных Правил не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.

Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности).

В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.

В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

Судом установлено, что Ф. на основании договора купли-продажи Дата изъята, заключенного с Б. приобрел в собственность транспортное средство М..

При обращении заявителя в регистрационный орган с целью совершения с указанным автомобилем регистрационных действий, в ходе проверки документов и номерных агрегатов было выяснено, что подлинность номера кузова и ПТС на транспортное средство вызвало сомнение, по данному факту усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 327 ч. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с заключением экспертизы, проведенной в рамках указанного уголовного дела, установлено, что идентификационная маркировка кузова (FRAM CODE) «Номер изъят» представленного автомобиля «М.», нанесена по технологии предприятия-изготовителя и изменению не подвергалась, каких-либо сварочных швов, не предусмотренных заводом-изготовителем, на кузове автомобиля «М.» визуальным способом не обнаружено.

Кроме того, проведенной экспертизой установлено, что серия и номер паспорта транспортного средства Номер изъят на автомобиль М. (выполненные при помощи красящего вещества красного цвета) на первой и четвертой страницах выполнены способом электрофотографии, защитные волокна имитированы надрисовкой.

Постановлением от 10 апреля 2013 года в отношении Ф. в возбуждении уголовного дела, предусмотренного ст. 327 ч. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации, было отказано.

Паспорт транспортного средства Номер изъят и сам автомобиль «М., признаны и приобщены как вещественные доказательства по уголовному делу.

Постановлением от 10 апреля 2013 года предварительное расследование в форме дознания по уголовному делу было приостановлено, в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Проверкой было установлено, что по сведениям автоматизированной базы данных УГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю, ПТС Номер изъят не выдавался; государственные транзитные знаки Номер изъят выдавались на автомобиль Ч.; указанных в договоре купли-продажи и ПТС Б. и С. опросить не удалось, поскольку адрес, указанный у Б. не существует (отсутствует ул. Кирова в п. Ванино), а С. по адресу, указанному в ПТС, не проживает.

22 мая 2014 года постановление о приостановлении дознания по уголовному делу от 10 апреля 2014 года отменено, возобновлено производство по уголовному делу.

При этом РЭО ГИБДД УМВД по г. Братску сообщило также, что по электронной базе данных транспортное средства М., с указанными в договоре купли-продажи идентификационными признаками, на территории РФ на регистрационном учете не состоит; паспорт транспортного средства Номер изъят по распределению спец. продукции не значится, транспортные средства с государственными регистрационными номерами Номер изъят, указанные в ПТС, на территории РФ не зарегистрированы, вышеуказанное транспортное средство таможенное оформление не проходило.

Оставляя требования заявителя без удовлетворения, суд правильно руководствовался нормами материального права (п. 3 ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденное приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 года N 496/192/134, п. 11, п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», п. 2, п. 3, п. 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утв. Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года N 1001) и пришел к выводу о том, что заявителю обоснованно отказано в совершении регистрационных действий в отношении данной автомашины.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Кроме того, судом обоснованно было указано на то, что вопрос о восстановлении регистрационного учета транспортного средства не может рассматриваться до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, в данном случае до окончания производства дознания по уголовному делу, возбужденному по факту подделки паспорта транспортного средства.

Эти выводы суда в решении основаны на законе, являются правильными, соответствуют установленным обстоятельствам и содержанию исследованных в судебном заседании доказательств, включая договор купли-продажи автомобиля, паспорт транспортного средства, отказ в совершении регистрационных действий, сведений из материала уголовного дела.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что данный автомобиль эксплуатируется на территории Российской Федерации, ранее был в собственности других лиц, состоял на регистрационном учете более 5 лет, технически исправен, и с учетом отсутствия вины заявителя должен быть легализирован путем постановки на регистрационный учет.

Эти доводы не основаны на установленных судом обстоятельствах дела, направлены на переоценку собранных доказательств по делу, что не может свидетельствовать незаконность решения суда и основания для отмены решения, установленные ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из сообщения УМВД России по Хабаровскому краю от 18.04.2013 года государственные транзитные знаки Номер изъят выдавались Дата изъята на другой автомобиль, а именно на автомобиль Ч.

Наличие у заявителя договора купли-продажи, не является безусловным основанием для осуществления МОГТОР и РТС ГИБДД при ГУВД по Иркутской области регистрационных действий, поскольку примененные по делу нормы материального права запрещают производство таких действий в случае обнаружения автомобилей незарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов.

Доводы о соответствии автомобиля требованиям безопасности дорожного движения и возможности выдачи ему на основании диагностической карты ООО «Техосмотр 38» паспорта транспортного средства, регистрации автомобиля в органах ГИБДД основаны на неправильном толковании вышеуказанных норм материального права, устанавливающих возможность сертификации автомобилей в подтверждение ее соответствия безопасности движения. По смыслу раздела 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» диагностическая карта к документам, удостоверяющим безопасность и возможность постановки транспортного средства на регистрационный учет с выдачей паспорта транспортного средства по установленным судом обстоятельствам, не относится.

Как установлено судом паспорт транспортного средства и само транспортное средство были приобщены к уголовному делу Номер изъят как вещественные доказательства; производство по уголовному делу было возобновлено.

Ссылка заявителя на отсутствие в деле доказательств, подтверждающих отсутствие регистрации и постановки на учет в органах ГИБДД Ванинского РУВД спорного автомобиля, не соответствует материалам дела, а именно ответам ОМВД России по Ванинскому району и УМВД России по Хабаровскому краю УГИБДД (л.д. 37, 38).

При таких обстоятельствах судебная коллегия признает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 4 июня 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф. — без удовлетворения.

Председательствующий
Л.С.ГУРЕВСКАЯ

Судьи
Е.Г.КРАВЧЕНКО
О.Ю.АСТАФЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *