О признании пунктов 1, 2 статьи 1 и статьи 4 Закона Хабаровского края от 30.07.1998 N 56 в части регулирования вопросов безвозмездной передачи объектов муниципальной собственности в краевую государственную собственность противоречащими федеральному законодательству.

Решение Хабаровского краевого суда от 08.07.2002 N 3-132/02

Именем Российской Федерации

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,

с участием прокурора Александровой В.А.,

при секретаре Филипповой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании пунктов 1, 2 статьи 1 и статьи 4 Закона Хабаровского края «О порядке безвозмездной передачи объектов краевой собственности в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности, безвозмездно передаваемых в краевую государственную собственность» N 56 от 30.07.1998 (в редакции Закона края от 27.12.2000 N 276) в части противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению,

установил:

Законодательной Думой Хабаровского края 30.07.1998 был принят Закон Хабаровского края N 56 «О порядке безвозмездной передачи объектов краевой собственности в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности, безвозмездно передаваемых в краевую государственную собственность».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 названного Закона (в редакции краевого Закона N 276 от 27.12.2000) настоящий Закон регулирует взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросу безвозмездной передачи объектов краевой государственной собственности в муниципальную собственность и наоборот, устанавливает порядок оформления прав собственности и передачи имущества.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона края действие настоящего Закона распространяется на передачу пакетов акций и долей в уставных капиталах других предприятий, учреждений и иных организаций, являющихся муниципальной собственностью, передача которых возможна в установленном законодательством порядке, а также предприятий, учреждений и иных организаций, созданных или приобретенных за счет средств муниципальных образований или переданных краю, муниципальным образованиям в установленном порядке при условии сохранения правопреемственности по всем обязательствам передаваемого юридического лица.

Статьей 4 Закона установлено, что безвозмездная передача объектов муниципальной собственности в краевую государственную собственность осуществляется в договорном порядке.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании пунктов 1, 2 статьи 1 и статьи 4 Закона Хабаровского края «О порядке безвозмездной передачи объектов краевой собственности в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности, безвозмездно передаваемых в краевую государственную собственность» N 56 от 30.07.1998 (в редакции Закона края от 27.12.2000 N 276) в части противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению, сославшись на то, что данные нормы Закона края в части распространения на порядок безвозмездной передачи объектов муниципальной собственности противоречат статьям 5, 6, 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьям 209, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Александрова В.А. заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации поддержала, просила признать оспариваемые нормы краевого Закона недействующими и не влекущими правовых последствий со дня издания.

Представитель Законодательной Думы Хабаровского края, действующий на основании доверенности, Заливин С.В. с заявленными требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать.

Выслушав пояснения прокурора, представителя Законодательной Думы Хабаровского края, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Александровой В.А., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд находит требования, заявленные заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 12, 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Местное самоуправление самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 154-ФЗ от 28.08.1995 органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления наделены компетенцией по регулированию порядка передачи и передачи объектов собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность.

При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены федеральным законодательством полномочиями по установлению порядка передачи объектов муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» распоряжение муниципальной собственностью отнесено к вопросам местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований.

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственник имущества вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе и по его отчуждению другим лицам.

В силу ст. 29 упомянутого Федерального закона и ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.

Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность осуществления прав собственника муниципального имущества другими органами, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать порядок передачи муниципального имущества в краевую государственную собственность и по своему усмотрению определять его условия.

При таком положении суд приходит к выводу, что нормы пунктов 1, 2 статьи 1 и статья 4 Закона Хабаровского края «О порядке безвозмездной передачи объектов краевой собственности в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности, безвозмездно передаваемых в краевую государственную собственность» в части распространения на порядок безвозмездной передачи объектов муниципальной собственности противоречат федеральному законодательству.

Учитывая, что краевой Закон в оспариваемой части является вмешательством в компетенцию органов местного самоуправления, принят с превышением полномочий, установленных федеральным законодательством, суд находит, что в данной части Закон края N 56 от 30.07.1998 (в редакции Закона края N 276 от 27.12.2000) подлежит признанию недействующим и не влекущим правовых последствий со дня издания.

Доводы представителя Законодательной Думы Хабаровского края о том, что оспариваемые положения Закона края не противоречат п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как названные положения, как и весь краевой Закон в целом, не регулируют вопросов по владению, пользованию и распоряжению муниципального имущества, не устанавливают порядка принятия органами местного самоуправления решений по передаче объектов, находящихся в муниципальной собственности, в краевую государственную собственность, являются несостоятельными, так как Закон края в оспариваемой части именно регулирует порядок безвозмездной передачи объектов муниципальной собственности в краевую государственную собственность, что подтверждается текстом Закона.

Ссылки представителя Законодательной Думы Хабаровского края на положения ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации суд также находит несостоятельными по основаниям, изложенным в настоящем решении.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 — 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

Удовлетворить заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Признать недействующими и не влекущими правовых последствий со дня издания пункты 1, 2 статьи 1, статью 4 Закона Хабаровского края «О порядке безвозмездной передачи объектов краевой собственности в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности, безвозмездно передаваемых в краевую государственную собственность» N 56 от 20.07.1998 в редакции Закона края N 276 от 27.12.2000 в части регулирования вопросов безвозмездной передачи объектов муниципальной собственности в краевую государственную собственность.

Сообщение о настоящем решении опубликовать в Сборнике нормативных правовых актов Законодательной Думы Хабаровского края.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.

Председательствующий
Н.Ю.Барабаш

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *