О признании недействительным Решения Собрания представителей г. Заречного от 29.04.1997 N 48 Об утверждении сметы расходов Собрания представителей в части п.п. II, III ст. 1.

Решение Городского суда г. Заречного Пензенской обл. от 17.03.1998

Дело N 2-295/98

17 марта 1998 г. городской суд г. Заречного Пензенской области в составе председательствующего Кузнецова А.В., с участием прокурора Корникова О.H., при секретаре Федоровой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора в/ч 9350 к городскому Собранию представителей г. Заречного Пензенской области о признании правового акта недействительным в общественных интересах,

установил:

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительным как незаконного Решения Собрания представителей г. Заречного от 29.04.1997 N 48 об утверждении сметы расходов Собрания представителей на 1997 год, п.п. 2 и 3 ст. 1 которого в смету расходов в фонде оплаты труда работников аппарата Собрания представителей включено премирование и оказание материальной помощи депутатам, не работающим в Собрании представителей на постоянной основе.

В заявлении прокурор указывает, что согласно ст. ст. 22 и 23 Закона Пензенской области «О статусе депутата выборного должностного лица местного самоуправления в Пензенской области» от 29.04.1997 заработная плата (премии, надбавки), размер и порядок выплаты которой в соответствии с законодательством устанавливается представительным органом местного самоуправления, выплачивается лишь депутатам, работающим в представительном органе на постоянной основе, а депутаты, не осуществляющие свою деятельность на постоянной основе, имеют право только на бесплатный проезд на всех видах транспорта (за исключением такси), внеочередное приобретение билетов на территории Пензенской области и возмещение расходов, связанных с использованием личного автомобиля для осуществления своей деятельности.

Включение в фонд оплаты труда работников аппарата Собрания представителей, а также в целом оказание материальной помощи и премирование депутатов, не работающих на постоянной основе в представительном органе г. Заречного, из сметы расходов городского Собрания представителей противоречит требованиям действующего законодательства.

В судебном заседании прокурор Корников О.Н., поддерживая требования заявления, пояснил, что депутаты городского Собрания представителей в 1997 году по смете расходов Собрания представителей г. Заречного по заявлениям об оказании материальной помощи получили в личное распоряжение определенные денежные суммы. Прокурор Корников О.Н. считает, что решение от 29.04.1997 N 48 не может являться законным также и со ссылкой на ст. 14 п. 29 Устава г. Заречного, принятого 18.07.1996, который не предусматривает создание фонда оплаты труда депутатов, не осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, а также на ст. 16 п. 9 Устава, в котором предусмотрена возможность расходов, связанных с осуществлением депутатских полномочий.

Представитель ответчика — Собрания представителей г. Заречного Космач И.Н. иск не признал и пояснил, что Решение Собрания представителей г. Заречного от 29.04.1997 является законным, поскольку не противоречит действующему гражданскому и трудовому законодательству, действующее законодательство не содержит требований об организации деятельности представительного органа и депутатов только в рабочее время и не содержит запрета на то, чтобы оплачивать труд депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе в нерабочее время. Представитель ответчика указывает, что Решение от 29.04.1997 принято на основе Устава города (ст. 14, 16), оно не противоречит ст. ст. 22, 23 Закона Пензенской области «О статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Пензенской области», поскольку принято ранее опубликования Закона, и, кроме того, Закон не содержит нормы о том, что заработная плата выплачивается лишь депутатам, работающим в представительном органе на постоянной основе. Представитель указывает, что Решение от 29.04.1997 принято в интересах населения муниципального образования и способствует экономии бюджетных средств с учетом меньшего числа депутатов, работающих на постоянной оплачиваемой основе.

Суд, заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, проверив материалы дела, находит, что требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут признаны судом недействительными.

Согласно ст. 14 Закона Пензенской области «О статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Пензенской области» от 29.04.1997 депутат, выборное должностное лицо в соответствии с уставом муниципального образования, либо нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления муниципального образования может осуществлять свои полномочия без отрыва от основной или служебной деятельности, либо на штатной оплачиваемой основе. Количество депутатов, работающих на штатной оплачиваемой основе, устанавливается представительным органом местного самоуправления.

2. На депутата, выборное должностное лицо, осуществляющих свою деятельность на штатной оплачиваемой основе, распространяются социальные гарантии и ограничения, установленные федеральными законами и законами Пензенской области для муниципальных служащих в части, не противоречащей статусу депутата, выборного должностного лица в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области.

В соответствии со ст. 22 Закона депутаты, осуществляющие свою деятельность на постоянной основе, получают ежемесячную заработную плату, размер и порядок выплаты которой в соответствии с законодательством устанавливается представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, выплаты производятся за счет средств местного бюджета.

В соответствии со ст. 21 Закона депутату, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы для осуществления ими депутатской деятельности, заработная плата за эти дни, а также командировочные расходы выплачиваются по новому месту работы с последующим возмещением затрат за счет местного бюджета.

Как следует из приведенных норм закона, кроме выплаты депутатам заработной платы в аппарате представительного органа (работа на постоянной основе) или по месту основной работы (деятельность без отрыва от основной производственной или служебной деятельности), другой оплаты труда не предусмотрено.

Ст. 16 Устава г. Заречного Пензенской области в редакции от 05.12.1997 предусмотрено, что депутат, работающий на постоянной основе, имеет право на освобождение от основной работы для осуществления депутатских полномочий до 60 дней в году с оплатой среднего заработка за эти дни из средств городского бюджета. Депутат Собрания представителей имеет право на возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатских полномочий в порядке и размерах, устанавливаемых Собранием представителей.

Иные права, полномочия и гарантии деятельности, связанные со статусом депутата представительного органа местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами, Законом Пензенской области «О статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Пензенской области».

Суд считает, что утвержденные в смете расходов Собрания представителей г. Заречного на 1997 год Решением Собрания представителей от 29.04.1997 по п.п. II, III ст. 1 суммы на премирование депутатов и оказание им материальной помощи не могут относиться к расходам, возмещение которых связано с осуществлением депутатских полномочий, порядок и размер которого должен быть установлен Собранием представителей.

При этом суд считает, что ссылка представителя ответчика на ст. 14 п. 29 Устава является несостоятельной, поскольку статья предусматривает утверждение сметы расходов на содержание Собрания представителей, структуры и фонда оплаты труда его аппарата, расходов на деятельность депутатов Собрания представителей, установление условий оплаты их труда, связанных с депутатской деятельностью. В статье отсутствует указание на возможность премирования депутатов и оказание им материальной помощи.

Из изложенного следует, что какой-либо правовой основы для принятия Решения Собрания представителей от 29.04.1997 по п.п. II и III не имелось.

В связи с этим доводы представителя ответчика о том, что данное Решение принималось с учетом экономии средств местного бюджета и не причинило вреда населению города, не могут быть приняты во внимание.

На основании изложенного и ст. ст. 14, 22, 23 Закона Пензенской области «О статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Пензенской области» от 29.04.1997, ст. 14, 16 Устава города Заречного Пензенской области, закрытого административно-территориального образования, в редакции от 05.12.1997, ст. 13 ГК РФ, руководствуясь ст.ст.197, 203 ГПК РСФСР,

решил:

Заявление прокурора в/ч 9350 удовлетворить: признать недействительным Решение Собрания представителей г. Заречного от 29.04.1997 N 48 «Об утверждении сметы расходов Собрания представителей» в части п.п. II, III ст. 1.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский облсуд через горсуд г. Заречного.

Председатель суда
А.В.КУЗНЕЦОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *