О признании ряда положений Устава г. Заречного в редакции от 5 декабря 1997 года незаконными полностью или в части, изменяющей полномочия (компетенцию) выборного должностного лица местного самоуправления (Главы администрации города) и ущемляющей права должностных лиц местного самоуправления (городской администрации).

Решение Городского суда г. Заречного Пензенской обл. от 05.02.1998

Судья городского суда г. Заречного Пензенской области Жигалова М.А., при секретаре Федоровой Н.А., с участием прокурора Корникова О.Н. рассмотрела дело в открытом судебном заседании в г. Заречном Пензенской области по заявлению прокурора в/ч 9350 о признании положений Устава г. Заречного Пензенской области незаконными,

установила:

Решением Собрания представителей г. Заречного от 23.10.1997 года N 112 и от 05.12.1997 года N 130 в Устав г. Заречного Пензенской области, принятого решением Собрания представителей города от 18.07.1996 года N 43 и опубликованного (обнародованного) в городской газете «Заречье», внесены изменения и дополнения.

Прокурор в/ч 9350 обратился в суд с заявлением о признании ряда положений Устава незаконными, указывая, что ст. 13 п. п. 6, 7, 11, 15; ст. 14 п. п. 11, 13, 14, 15, 20, 21, 23, 24, 25, 30, 41; ст. 17 п. п. 1, 9, 10 ч. 7 и 8, 11; ст. 18 п. п. 4, 5, 6, 7; ст. 19 п. п. 3, 4, 5; ст. 21 п. 2; ст. 22 п. 1; ст. 37 п. 4; ст. 45 п. 3 новой редакции Устава города являются незаконными по следующим основаниям.

В соответствии с действующим законодательством законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и нормам Федеральных законов. В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции РФ и Федеральному закону, применяются положения Конституции Российской Федерации и Федерального закона.

Полномочия (компетенция) выборного должностного лица местного самоуправления (главы администрации города) начинаются со дня вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица, а право отзыва, выражения недоверия выборному должностному лицу местного самоуправления (главе администрации города) принадлежит лишь населению муниципального образования, его избравшему, но не городскому собранию представителей.

Указанные нормы, внесенные в Устав г. Заречного, существенно изменяют полномочия (компетенцию) выборного должностного лица местного самоуправления (главы администрации города).

Ст. ст. 13 п. 7 и 14 п. 24 новой редакции Устава являются также незаконными в части наделения городского Собрания представителей правом выражать недоверие должностным лицам местного самоуправления (заместителям Главы городской администрации, руководителям ее органов и структурных подразделений). В соответствии со ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утрата доверия должностными лицами местного самоуправления наступает только перед населением муниципального образования.

Представители Собрания представителей г. Заречного — Бардаков В.А., Космач И.Н., Прибылов К.А. заявление не признали, утверждая, что требования прокурора о признании незаконными положений Устава города не могут основываться:

на ст. 7 п. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку в ней нет прямой ссылки на нормы муниципального права, содержащиеся в нормативных правовых актах органов местного самоуправления;

ст. 8 п. 1 ч. 9 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», поскольку в новой редакции Устава указаны порядок отзыва, выражения недоверия населением и досрочного прекращения полномочий выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления (ст. 13 п. 7, ст. 14 п. п. 21, 24; ст. 16 п. 11, ст. 17 п. 10; ст. 40, 41, 42, 43 Устава);

ст. 18 п. 3 ч. 2 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», т.к. в данной норме говорится не о неизменности прав и обязанностей депутата, выборного должностного лица в период исполнения ими своих полномочий, а о том, когда начинаются и прекращаются полномочия;

ст. 18 п. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», поскольку в ней говорится только о возможности отзыва населением депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и нет указания на то, что право выражения недоверия выборному должностному лицу принадлежит лишь населению муниципального образования;

ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», поскольку в соответствии с данной статьей порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются Уставом муниципального образования. В Уставе указанные порядок и условия ответственности определены в ст. 41, а также в ст. 14 п. 24, ст. 13 п. 7 ч. ч. 4, 5. В соответствии со ст. 1 п. 1 ч. 6 представительный орган местного самоуправления обладает правом представлять интересы населения муниципального образования и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Устав города прошел правовую экспертизу в Законодательном Собрании и администрации области. 30.12.1997 года зарегистрирован отделом юстиции области. Таким образом, документально подтверждено, что Устав не противоречит Конституции Российской Федерации и другим законам.

В судебном заседании прокурор дополнил свои требования о признании решений Собрания представителей NN 1, 2 от 31.12.1996 года незаконными.

Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что решением Собрания представителей г. Заречного от 15.11.1996 года N 67 в Устав г. Заречного Пензенской области были внесены существенные дополнения. Изменился порядок внесения дополнений в Устав города, порядок сбора подписей о проведении городского референдума; компетенция депутатов Собрания представителей и главы администрации города; введена должность председателя Собрания представителей и главы администрации города; введена должность председателя Собрания представителей и его заместителя, которые избираются из состава депутатов; определены их полномочия.

После обязательной по закону регистрации Устава г. Заречного 19.12.1996 года, в нарушение ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» изменения и дополнения в Уставе, принятые решением городской Собрания представителей от 15.11.1996 года N 67, опубликованы (обнародованы) не были, что и подтверждается сообщениями городских средств массовой информации. Следовательно, в городе на протяжении более года действовал правовой акт, часть из которого нельзя признать вступившим в законную силу. Этот вариант Устава по данной причине был не работоспособен.

22.12.1996 года в городе прошли выборы Главы администрации города и депутатов Собрания представителей.

В соответствии со ст. 18 п. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.

Глава администрации города и депутаты избирались соответственно по Уставу от 18.07.1996 года, т.к. половина полномочий глав и норма представительства депутатов в целом в Уставе с изменениями от 15.11.96 года на момент выборов просто не вступили в законную силу.

Последующие изменения Устава города в части полномочий Главы администрации не могут быть признаны законными, поскольку существенно изменяют полномочия его. Хотя, исходя из положений ст. 18 п. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», полномочия должностного выборного лица местного самоуправления не могут быть ограничены в течение срока, на который он был избран.

Ст. 13 п. 6 новой редакции Устава полностью является незаконным в связи с ограничением полномочий Главы администрации города. Ст. 21 редакции Устава от 18.07.1996 года предусматривала, что глава г. Заречного — это высшее должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории г. Заречного. В новой же редакции Устава идет разделение функций Главы администрации и Председателя Собрания представителей. В старой редакции Устава от 18.07.1996 года эти функции исполнялись одним лицом — Главой администрации города.

Положения п. 7 ст. 13 новой редакции Устава города следующего содержания: «Решение Собрания представителей считается принятым, если за него проголосовало не более половины от установленного состава Собрания представителей, за исключением выражения недоверия Главе города и его заместителям, руководителям органов и структурных подразделений Администрации города, когда решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Собрания представителей, и принятия Устава города, изменений и дополнений к нему, когда решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного состава Собрания представителей».

Принятию решения о выражении недоверия должностным лицам местного самоуправления должно предшествовать депутатское расследование, проведенное в соответствии с Законом Пензенской области «О статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Пензенской области».» являются незаконными, противоречащими ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которому ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения.

Таким образом, действующим законодательством предусматривается возможность отзыва депутата или выборного должностного лица населением. П.3 ст.3 Конституции РФ предусматривает, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. В данном случае население выбирает и депутатов, и Главу города, поэтому представительный орган не может перечеркнуть волю населения. Также выразить недоверие должностным лицам местного самоуправления предоставлено самому населению. Такое право представительному органу действующим законодательством не предоставлено.

Из п. п. 11, 15 ст. 13 Устава должны быть исключены следующие слова как незаконно включенные «… избрания Председателя и…», «… или его Председателя…», поскольку в данном случае имеет место ограничение полномочий Главы администрации города, который на момент проведения выборов являлся Главой местного самоуправления и его полномочия в соответствии с законом не могут изменяться.

П. 11 ст. 14, предусматривающий установление представительным органом порядка назначения на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных образований, является незаконным, т.к. для данной категории лиц действуют законы о труде либо о муниципальной службе. Включать данную норму в Устав муниципального образования не имеет смысла.

П. п. 13, 14, 15 ст. 14 новой редакции Устава, предусматривающие определение представительным органом порядка землепользования на подведомственной территории, правил пользования природными ресурсами на подведомственной территории, а также утверждение генерального плана и правил застройки города, условий размещения на подведомственной территории предприятий, организаций, учреждений должны быть признаны незаконными. П. п. 6, 7, 8, 26 ст. 25 Устава в редакции от 18.07.1996 года данные полномочия были предоставлены администрации города, обеспечивающей исполнение полномочий главы города. Передача данных функций представительному органу местного самоуправления противоречит ст. 18 п. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ограничивает полномочия главы администрации города, которые он имел на момент своего избрания.

Из п. 20 ст. 14 Устава должны быть исключены слова «… Председателя Собрания представителей …», т.к. в этом случае также имеет место ограничение полномочий главы администрации города, имевших место на момент проведения выборов.

Незаконным является включение в п. 21 ст. 14 Устава указания о прекращении представительным органом полномочий Главы администрации города досрочно, т.к. федеральное законодательство не делает различия в статусе депутатов представительного органа и должностных лиц местного самоуправления, соблюдая принцип равенства между ними, так как население, выбирая их, оказывает одинаковое доверие. Предоставление такого права представительному органу нарушает принцип равенства представительной и исполнительной властей, определенный Конституцией РФ.

Является незаконным п. 23 ст. 14 Устава города, устанавливающий периодичность отчетности Главы администрации и других работников администрации города, т.к. увеличение отчетности Главы перед собранием Представителей сужает его полномочия, имевшие место по состоянию на 22.12.1996 года. Заместители главы администрации, руководители структурных подразделений администрации в соответствии с законодательством о труде и муниципальной службе подотчетны другим лицам, а не представительному органу местного самоуправления.

П. 24 ст. 14 Устава, устанавливающий принятие представительным органом местного самоуправления решений о выражении недоверия Главе города и его заместителям, руководителям органов и структурных подразделений администрации города, должен быть признан незаконным, т.к. ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» право выражать недоверие Главе администрации и другим должностным лицам (выборным) предоставлено населению, а не представительному органу. Законодательством о труде, ст. 21 Закона Пензенской области «О муниципальной службе в Пензенской области» также такое право в отношении заместителей Главы администрации города, руководителей органов и структурных подразделений администрации города представительным органам местного самоуправления не предоставлено.

П. п. 25, 30 ст. 14 Устава незаконны, т.к. устанавливают обязанность Главы администрации города согласовывать с Собранием Представителей установление структуры и штатов городской администрации, хотя по состоянию на 22.12.1996 года, день избрания главы, он осуществлял данные права самостоятельно, без дополнительных согласований. Указанное относится к ограничению полномочий Главы города.

Передача Собранию представителей функции принятия решений о наименовании и переименовании улиц, площадей и других составных частей города, содержащаяся в п. 41 ст. 14 Устава, противоречит действующему законодательству. Согласно Уставу редакции от 18.07.1996 года данная функция принадлежала администрации города, возглавляемой главой города. В этом случае имеет место противоречие ст. 18 п. 3 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В п. 1 ст. 17 Устава после слов «Глава города — …» должно быть включено слово «Высшее», т.к. на момент вступления в должность Глава города определялся как высшее выборное должностное лицо местного самоуправления. Исключение данного слова из текста Устава изменяет статус Главы, который он имел на день проведения выборов.

В п. 9 ст. 17 Устава должны быть исключены следующие слова: «Не реже двух раз в течение года Глава города отчитывается перед избирателями, населением города о своей деятельности, ходе выполнения предвыборной программы». Ст. 21 Устава в редакции от 18.07.1996 года установлено, что глава г. Заречного отчитывается перед населением не реже одного раза в год через средства массовой информации и на собраниях жителей города. Здесь также имеет место ограничение полномочий главы города, противоречащее ст. 18 п. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В п. 10 ст. 17 Устава должен быть исключен п/п. 7 как незаконный, включающий в себя одно из оснований досрочного прекращения полномочий Главы администрации города — «выражения Главе города недоверия Собранием представителей». По смыслу ст. 3 п. 3 Конституции РФ, ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», поскольку Главе города, избранному народом, недоверие может выразить только народ.

Из п/п. 8 данной статьи должна быть исключена цифра «7», а из п. 11 этой же статьи Устава — предложение: «Данную функцию до вступления в должность вновь избранного Главы города осуществляет Председатель Собрания представителей» как незаконные, поскольку неправомерность данных норм вытекает из незаконности п/п. 7 п. 10 ст. 17 Устава.

Ст. 18 п. 4 Устава в части предоставления на утверждение Собрания представителей проекта структуры администрации города, ст. 18 п. 5 Устава в части утверждения по согласованию с Собранием представителей положения о структурных подразделениях администрации города незаконны, т.к. в силу ст. 22 п. 3 Устава редакции от 18.07.1996 года такое право Главе города предоставлено самостоятельно, без каких-либо дополнительных согласований. В данном случае имеет место нарушение ст. 18 п. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ограничение полномочий Главы города).

Ст. 18 п. 6 Устава в части утверждения, назначения и освобождения от занимаемой должности первого заместителя Главы администрации с согласия Собрания представителей, ст. 18 п. 7 Устава, ст. 19 п. 3 Устава в части первого заместителя главы администрации является противоречащей ст. 22 Устава редакции от 18.07.1996 года, ст. ст. 21, 22 Закона Пензенской области «О муниципальной службе в Пензенской области», КЗоТ РСФСР, поскольку на момент избрания Глава администрации города самостоятельно обладал полномочиями по назначению на должность первого заместителя Главы администрации, без дополнительных согласований, что нарушает ст. 18 п. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Более того, в установлении такого порядка нет надобности, т.к. данные вопросы уже урегулированы законодательством о труде и муниципальной службе.

Ст. 19 п. 4 Устава в части согласования с Собранием представителей структуры, наименования, порядка формирования, полномочий и организации работы комитетов и отделов, иных подразделений администрации города, полномочий их руководителей, ст. 19 п. 5 Устава в части согласования с Собранием представителей изменений в структуре Администрации, в положениях о структурных подразделениях Администрации города незаконны, т.к. противоречат ст. 22 ч. 3 Устава редакции от 18.07.1996 года, поскольку нарушаются требования ст. 18 п. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ограничивая полномочия Главы администрации города, имеющиеся у него на момент избрания.

Ст. 21 п. 2 Устава в части регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги в соответствии с положением, утвержденным Собранием Представителей, является противоречащей ст. 25 Устава от 18.07.1996 года, предоставляющей такое право администрации самостоятельно, без согласования с Собранием представителей, что нарушает ст. 18 п. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Ст. 22 п. 1 Устава в части представления на утверждение Собранию представителей генерального плана города противоречит ст. 25 Устава от 18.07.1996 года, которым такое право администрации города предоставлялось самостоятельно, без каких-либо согласований с представительным органом местного самоуправления. Указанное также нарушает требования ст. 18 п. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Указанное положение Устава является незаконным.

Ст. 45 п. 3 Устава в части прав собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, противоречит ст. 29 п. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 31 Закона Пензенской области «О местном самоуправлении в Пензенской области».

Спорные положения Устава предусматривают, что «полномочия собственника муниципальной собственности города Заречного принадлежат Собранию Представителей». Действующим же законодательством установлено, что органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления. Поэтому передача прав собственника муниципального имущества одному лишь представительному органу местного самоуправления является незаконной. Данной редакцией Устава ущемляются права исполнительного органа местного самоуправления, которым он лишается прав собственности на муниципальное имущество.

В ст. 37 п. 4 Устава должны быть исключены следующие слова «… или Председателя Собрания представителей…», «… или Главы города…», поскольку в соответствии со ст. 18 п. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на момент выборов Глава города являлся Главой местного самоуправления, и такое разделение функций противозаконно.

Одновременно судом удовлетворяются требования прокурора о признании незаконными решений городского Собрания Представителей NN 1, 2 от 31.12.1996 года об избрании Председателя Собрания Представителей, поскольку на момент выборов, 22.12.1996 года, дополнения в Устав от 15.11.1996 года в законную силу не вступили. На тот период времени была должность Главы местного самоуправления, включающая в себя функции Главы города и Председателя Собрания Представителей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 197 ГПК РСФСР, судья

решила:

Признать ст. 13 п. п. 6, 7, 11, 15; ст. 14 п. п. 11, 13, 14, 15, 20, 21, 23, 24, 25, 30, 41; ст. 17 п. п. 1, 9, 10 ч. 7 и 8, 11; ст. 18 п. п. 4, 5, 6, 7; ст. 19 п. п. 3, 4, 5; ст. 21 п. 2; ст. 22 п. 1; ст. 37 п. 4; ст. 45 п. 3 Устава г. Заречного в редакции от 05.12.1997 года незаконными полностью либо в части, изменяющей полномочия (компетенцию) выборного должностного лица местного самоуправления (Главы администрации города) и ущемляющей права должностных лиц местного самоуправления (городской администрации).

Признать решения NN 1, 2 от 31.12.1996 года Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области незаконными.

Взыскать с Собрания представителей г. Заречного, Пензенской области госпошлину в доход государства в сумме 12 (двенадцать) рублей 52 коп.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через городской суд.

Судья
(подпись)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *