В иске о возложении обязанности заключить муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации по газификации отказано, так как факт незаконного бездействия ответчика не был установлен.

Апелляционное определение Челябинского областного суда от 26.08.2014 по делу N 11-8881/2014

Судья: Кирсанова С.Е.

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Турковой Г.Л.,

судей Кучина М.И., Зариповой Ю.С.,

при секретаре Б.,

26 августа 2014 года в открытом судебном заседании в городе Челябинске рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Увельского муниципального района Челябинской области на решение Увельского районного суда Челябинской области от 15 мая 2014 года.

Заслушав доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела, пояснения представителей ответчиков: Администрации Увельского муниципального района Челябинской области — П., Администрации Увельского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области — В., а также истца прокурора Гиззатуллина Д.З., судебная коллегия

установила:

Прокурор Увельского района, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Увельского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области, просив возложить на нее обязанность организовать электроснабжение улицы **** п.Увельский путем заключения муниципального контракта на разработку проектно-сметной документации в срок до 01 мая 2014 года, заключения контракта на строительство линии электропередач к данным земельным участкам в срок до 01 июня 2014 года, организовать газоснабжение квартала «****» п.Увельский путем заключения контракта на разработку проектно-сметной документации в срок до 30 июня 2014 года, заключения муниципального контракта на строительство газопровода и разводящих сетей в квартале «****» в срок до 31 декабря 2014 года.

В судебном заседании прокурор Компелецкий В.В. на заявленных требованиях настаивал; представитель ответчика Администрации Увельского сельского поселения Глава поселения Ш. требования прокурора в части организации электроснабжения домов N ****, N **** улицы **** п. Увельский признал; представители привлеченной судом к участию в деле в качестве ответчика Администрации Увельского муниципального района П., В. против удовлетворения требований прокурора возражали.

Суд вынес решение, которым на администрацию Увельского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области возложил обязанность в срок до 01 июня 2014 года выполнить работы по электроснабжению улицы **** п. Увельский Челябинской области; на Администрацию Увельского муниципального района Челябинской области возложена обязанность в срок до сентября 2015 года заключить муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации по газификации квартала **** п.Увельский, в том числе улиц ****, ****, ****, ****, ****, ****, согласовать и утвердить данную проектно-сметную документацию, в срок до декабря 2016 года — заключить муниципальный контракт для муниципальных нужд на строительство газопровода и разводящих сетей в квартале «****» п. Увельский, в том числе улиц ****, ****, ****, ****, ****, ****.

В апелляционной жалобе Администрация Увельского муниципального района Челябинской области просит решение суда в части возложенных на нее обязанностей отменить, прекратить в этой части производство по делу. Указывает, что Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» определяет газоснабжение как одну из форм энергоснабжения, представляющую собой деятельность по обеспечению потребителей газом. Снабжение газом может осуществляться как по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам, так и путем продажи бытового газа в баллонах. Наличие внутрипоселковых газовых сетей в кварталах застройки или населенных пунктах не является обязательным на основании того, что природный газ, поступающий в жилье по газопроводам, не является единственным источником для обогрева жилья. Программы газификации, как в Увельском районе, так и в Увельском сельском поселении нет в связи с отсутствием в соответствующих бюджетах средств на газификацию. Район на 75% является дотационным. Понуждение к заключению договора незаконно в силу абз. 2 п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ. Требования прокурора, сводящиеся в необходимости обеспечения газификации домовладельцев жителей улиц ****, ****, ****, ****, ****, ****, позволяют определить соответствующий круг лиц. Прокурор не имел полномочий обращаться с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Выслушав мнение представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда в обжалуемой части подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права (п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).

Возлагая обязанность заключить муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации по газификации квартала «****» п. Увельский, согласовать и утвердить эту проектно-сметную документацию, заключить муниципальный контракт для муниципальных нужд на строительство газопровода и разводящих сетей в этом квартале на Администрацию Увельского муниципального района Челябинской области, суд первой инстанции оставил без внимания то обстоятельство, что соответствующие требования были предъявлены прокурором Увельского района к Администрации Увельского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области.

Суд первой инстанции привлек Администрацию Увельского муниципального района Челябинской области к участию в деле в качестве соответчика, однако сам истец — прокурор Увельского района требований к администрации района не предъявлял, о замене первоначального ответчика — администрации поселения на администрацию района не ходатайствовал, вопрос о согласии истца на такую замену не выяснялся, что свидетельствует о допущенном судом первой инстанции нарушении требований ст. 41, ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.

Свое решение в указанной части суд обосновал ссылками на ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» N 69-ФЗ от 31 марта 1999 года, согласно которой организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами; на ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ; а так же на ст. 5 Устава муниципального образования Увельский муниципальный район, которая относит к вопросам местного значения формирование, утверждение, исполнение бюджета, контроль за исполнением бюджета, организацию в границах образования газоснабжения населения.

При этом суд первой инстанции не учел, что приведенные им в решении нормативные акты, равно как и п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, относящий к вопросам местного значения муниципального района организацию в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» N 69-ФЗ от 31 марта 1999 года, согласно которой организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района, не возлагают на органы местного самоуправления муниципального района обязанность обеспечить газификацию каждого населенного пункта и жилого квартала путем строительства газопровода и разводящих сетей за счет бюджетных средств.

Разрешение относящего в силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4. ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений вопроса местного значения об организации газоснабжения подлежит осуществлению в рамках утвержденных уполномоченными на то органами целевых программ.

Как поясняли суду первой инстанции представители Администрации Увельского муниципального района, выполнение проектно-сметной документации на газификацию квартала «****» п. Увельский планируется в 2015 году. В настоящее время по спорному кварталу ведутся геодезические работы для будущих проектных работ по газификации.

Установленное судом первой инстанции обстоятельство, что предоставленный по информации Комитета строительства, инфраструктуры Увельского муниципального района от 15 мая 2014 года перечень негазифицированных сел и поселков Увельского муниципального района, по которым выполнена или находится в разработке проектно-сметная документация, не включает квартал **** п. Увельский, а по остальным населенным пунктам предполагается разработать проекты на газификацию, не свидетельствует о возникновении у Администрации Увельского муниципального района Челябинской области обязанности в определенные судом сроки заключить муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации по газификации квартала **** п.Увельский, согласовать и утвердить эту проектно-сметную документацию, заключить муниципальный контракт для муниципальных нужд на строительство газопровода и разводящих сетей.

Положения ст. 258 ГПК РФ предусматривают, что основанием для возложения на орган местного самоуправления обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод лиц, в чьих интересах подано заявление, является признание незаконным оспариваемого решения, действий (бездействия) указанного органа местного самоуправления.

Положения статей 1065, 1069 ГК РФ также предполагают наличие вины органа местного самоуправления для возложения на них обязанности по возмещению причиненного их действиями (бездействием) вреда.

Решение суда первой инстанции в обжалуемой части, которым факт незаконного бездействия органа местного самоуправления не устанавливался, в нарушение закрепленных в ст. 10 Конституции РФ, ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. принципов разделения властей, а так же органов местного самоуправления, не входящих в систему органов государственной власти, без каких-либо к тому оснований вмешивается в компетенцию органа местного самоуправления по вопросу газификации, создает необоснованные преимущества жителям указанного квартала по отношениям к жителям иных населенных пунктов.

Решение суда первой инстанции в части возложения на Администрацию Увельского муниципального района обязанности в срок до сентября 2015 года заключить муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации по газификации квартала «****» п. Увельский, в том числе улиц ****, ****, ****, ****, ****, ****, согласовать и утвердить проектно-сметную документацию на газификацию квартала «****»; в срок до декабря 2016 года заключить муниципальный контракт для муниципальных нужд на строительство газопровода и разводящих сетей в указанном квартале в силу изложенного выше не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене.

Судебная коллегия в соответствии с положениями п. 2 ст. 328 ГПК РФ считает необходимым принять по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.

Требование о возложении на администрацию Увельского сельского поселения обязанности по выполнению работ по электроснабжению глава данного поселения признал. В этой части решение суда сторонами не обжаловано, в связи с чем предметом проверки суда апелляционной инстанции оно не являлось.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Увельского районного суда Челябинской области от 15 мая 2014 года в части возложения на Администрацию Увельского муниципального района обязанности в срок до сентября 2015 года заключить муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации по газификации квартала «****» п. Увельский, в том числе улиц ****, ****, ****, ****, ****, ****, согласовать и утвердить проектно-сметную документацию на газификацию квартала «****»; в срок до декабря 2016 года заключить муниципальный контракт для муниципальных нужд на строительство газопровода и разводящих сетей в квартале «****» п. Увельский, в том числе улиц ****, ****, ****, ****, ****, **** отменить, в удовлетворении указанных требований отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *