Исковые требования о понуждении к проведению ремонта памятника истории и культуры удовлетворены частично, поскольку Администрация г. Твери не является органом, осуществляющим финансирование указанных ремонтных работ, однако судом сделан вывод о возложении на Администрацию г. Твери, как на собственника имущества обязанности по проведению ремонтных работ.

Решение Центрального районного суда города Твери от 26.09.2012 по делу N 2-1560/2012

Центральный районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Булыгиной Н.В.

с участием помощника прокурора Пролетарского района г. Твери Смирновой Т.А.

при секретаре Б.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пролетарского района г. Твери, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Твери, Муниципальному унитарному предприятию «Т» о понуждении к проведению ремонта памятника истории и культуры,

установил:

Прокурор Пролетарского района г. Твери, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями к Администрации г. Твери о понуждении к проведению ремонта памятника истории и культуры.

Впоследствии исковые требования были уточнены, Прокурор Пролетарского района г. Твери, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями к Администрации г. Твери, Муниципальному унитарному предприятию «Т» о понуждении к проведению ремонта памятника истории и культуры.

В обоснование требований указано, что Прокуратурой Пролетарского района города Твери проведена проверка исполнения законодательства о сохранении памятников историко-культурного наследия.

В ходе проведенной проверки установлено, что дом <…> был принят в муниципальную собственность постановлением главы администрации города Твери от 17 августа 1998 года N 1963 и включен в состав памятника архитектуры «Морозовский городок» на основании решения исполкома Калининского областного Совета народных депутатов от 08 февраля 1989 года N 32.

В данном доме большинство помещений остается в муниципальной собственности, доля частных собственников (граждан) составляет менее 5%.

Согласно Решению Тверской городской Думы от 11 октября 2005 года N 90 дом <…> требует ремонта.

По информации Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области предметом охраны объекта культурного наследия является не только здание и фасады дома <…>.

Вместе с тем данный объект является по своему назначению жилым домом. Надлежащее содержание общего имущества в жилом доме обеспечивается в рамках управления, как это предусмотрено ст. 161 Жилищного кодекса РФ. Управление домом <…> осуществляет МУП «Т».

Несмотря на то, что неудовлетворительное состояние данного памятника неоднократно устанавливалось, как уполномоченными органами муниципального собственника, так и органами государственного контроля, администрация города Твери и МУП «Т» не предпринимает никаких мер по ремонту объекта культурного наследия — дом <…>. Указанное бездействие приводит к разрушению памятника, изменению облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных последствий, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ и сохранение объектов культурного наследия. Указанное бездействие не позволяет обеспечить его сохранность в интересах настоящего и будущего поколения, влечет за собой нарушение прав народов РФ на сохранение и развитие своего историко-культурного наследия, защиту и сохранение источников информации о развитии истории и культуры.

В связи с данными обстоятельствами прокурор Пролетарского района г. Твери обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Пролетарского района г. Твери Смирнова Т.А. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представители Администрации г. Твери по доверенности Б.Т., Ц., А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали, пояснив, что объектов культурного наследия в муниципальной собственности нет, все памятники областного или федерального значения, ответчиком по данному делу может быть только собственник указанного имущества, который и сможет произвести его ремонт.

Представитель МУП «Т» по доверенности К.А.В. в судебном заседании также возражал против удовлетворения иска в связи с тем, что, учитывая общее состояние здания, все работы должны нести капитальный характер.

Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства по доверенности С.А. в судебном заседании пояснил, что требования они не признают, документы о выделении денежных средств в настоящее время готовятся.

Третьи лица: М., В.Ю., Ф., В.Н., С.Л., В.Л. в судебном заседании исковые требования поддержали.

Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в судебное заседание не явилось, данные о надлежащем извещении в материалах дела имеются, ранее в материалы дела ими был представлен отзыв на иск, из содержания которого усматривается, что Главное управление не обладает полномочиями по сохранению объектов культурного наследия, по распоряжению ими, а также на производство работ по сохранению.

Согласно ст. 48 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. При этом собственник объекта культурного наследия несет бремя держания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Статьей 45 Закона N 73-ФЗ установлен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, согласно которому работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной — документации на проведение в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия — в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами. Строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта культурного наследия.

В Главное управление с заявлением о выдаче разрешения на производство таких работ ни собственник объекта культурного наследия, ни его пользователи не обращались.

В судебное заседание также не явились представитель Департамента финансов Администрации г. Твери, О.Г., О.В., Ю., П.И.В., П.И.П., Г., Е., К.В.С., К.С.Н., К.Ю.В., К.А.С, К.В.А., В.М., П.М., данные о надлежащем извещении в материалах дела имеются, судом определено рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав старшего помощника прокурора Пролетарского района г. Твери Смирнову Т.А., участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования Прокурора Пролетарского района г. Твери, действующего в интересах неопределенного круга лиц, законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Судом установлено, что Прокуратурой Пролетарского района города Твери проведена проверка исполнения законодательства о сохранении памятников историко-культурного наследия.

В ходе проведенной проверки установлено, что дом <…> был принят в муниципальную собственность постановлением главы администрации города Твери от 17 августа 1998 года N 1963 и включен в состав памятника архитектуры «Морозовский городок» на основании решения исполкома Калининского областного Совета народных депутатов от 08 февраля 1989 года N 32.

В данном доме большинство помещений остается в муниципальной собственности, доля частных собственников (граждан) составляет менее 5%.

Согласно Решению Тверской городской Думы от 11 октября 2005 года N 90 дом <…> требует ремонта.

По информации Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области предметом охраны объекта культурного наследия является не только здание и фасады дома <…>, но и вентиляционные шахты, вентиляционные коридоры, чугунные лестницы, астрономическая башня.

Как следует из акта от 25 августа 2011 года, составленного Комитетом по государственной охране объектов историко-культурного наследия Тверской области, состояние памятника неудовлетворительно, значительна степень разрушения вследствие регулярного затопления и гниения.

На основании п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года N 131 к вопросам местного значения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения.

В соответствии со ст. 50 вышеуказанного Закона собственность поселений составляют объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ и ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

В силу с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Согласно ст. 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Таким образом, обязательства по содержанию данного объекта как памятника возлагаются законом на собственника. Уполномоченным органом муниципального собственника в данных правоотношениях на основании п. 8 ч. 1 ст. 42 Устава города Твери, утвержденного Решением Тверской городской Думы от 03 декабря 2008 года N 36 (167), является администрация города Твери, которая в силу п. 8 Устава реализует мероприятия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Твери.

В связи с чем суд приходит к выводу, что работы, о выполнении которых просит прокурор в своем иске, не относятся к работам текущего или капитального ремонта, принятие решения о проведении этих работ на основании п. 8 ч. 1 ст. 42 Устава города Твери относится к компетенции администрации города Твери, которая в силу п. 8 ст. 50 Устава реализует мероприятия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Твери.

Вместе с тем данный объект является по своему назначению жилым домом. Надлежащее содержание общего имущества в жилом доме обеспечивается в рамках управления, как это предусмотрено ст. 161 Жилищного кодекса РФ. Управление домом <…> осуществляет МУП «Т».

На основании п. 1 и п. 4.1 ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса РФ полномочия по принятию решений о проведении капитального и текущего ремонта принадлежит собственникам. Такое решение принимается в порядке, предусмотренном ст. 44 — 48 Жилищного кодекса РФ. В силу ч. 5 ст. 46 Жилищного кодекса РФ принятые в указанном порядке решения обязательны для исполнения всеми собственниками, в том числе не принимавшими участие в голосовании или голосовавшими против данного решения.

Судом установлено, что муниципальному собственнику принадлежат в данном доме помещения, дающие ему количество голосов, превышающие две трети, то есть решение муниципального собственника о проведении в доме ремонта и его финансировании подлежит исполнению вне зависимости от воли иных собственников.

В случае принятия такого решения муниципальным собственником оно подлежит исполнению управляющей организацией в объеме установленном собственником и за счет собственника, как это предусмотрено ст. 154 и ст. 158 Жилищного кодекса РФ.

Истец в своем заявлении указывает на то обстоятельство, что, несмотря на то, что неудовлетворительное состояние данного памятника неоднократно устанавливалось, как уполномоченными органами муниципального собственника, так и органами государственного контроля, администрация города Твери и МУП «Т» не предпринимает никаких мер по ремонту объекта культурного наследия — дом <…>. Указанное бездействие приводит к разрушению памятника, изменению облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных последствий, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ и сохранение объектов культурного наследия. Указанное бездействие не позволяет обеспечить его сохранность в интересах настоящего и будущего поколения, влечет за собой нарушение прав народов РФ на сохранение и развитие своего историко-культурного наследия, защиту и сохранение источников информации о развитии истории и культуры.

Из актов, составленных органами государственного контроля (Главным управлением Государственная жилищная инспекция Тверской области и Главным управлением по государственной охране памятников культурного наследия Тверской области), следует, что в течение длительного времени дом <…> подвергается негативному воздействию факторов среды и систематических затоплений вследствие протечек кровли и инженерных систем, отмечается высокая степень разрушения здания, угрожающая утратой памятника, ненадлежащее состояние системы электроснабжения и газоснабжения создает условия для возникновения чрезвычайной ситуации (возгорания, пожара, взрыва).

Отказывая прокурору в требовании о возложении обязанности на администрацию города Твери принять решение о финансировании перечисленных в исковом заявлении ремонтных работ в доме <…>, суд считает, что администрация г. Твери в силу требований Устава не является органом, осуществляющим такое финансирование, указанные вопросы находятся в компетенции Тверской городской Думы, требования к которой не заявлены.

Прокурор также просит о приведении решения к немедленному исполнению. Суд полагает, что категоричных оснований для немедленного исполнения данного решения не имеется, в связи с чем суд полагает прокурору в удовлетворении этой части исковых требований также отказать.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора Пролетарского района г. Твери законны, обоснованны и подлежат частичному удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194 — 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Прокурора Пролетарского района г. Твери в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Твери принять решение о проведении следующих ремонтных работ в доме <…>:

— принять меры по недопущению дальнейшего развития деформаций и разрушения кирпичной кладки в вентиляционных шахтах, выступающих архитектурных элементов кровли и стен фасада, в том числе цоколя, карниза;

— устранить протечки кровли, устранить возникшие вследствие таких протечек разрушения штукатурного слоя и возникшие на местах замачивания грибковые культуры;

— восстановить металлическое покрытие свесов, поясков, выступающих архитектурных элементов кровли и стен фасада в местах разрушения, отсутствия, оголовки вентиляции вентшахт оборудовать зонтами;

— устранить течи инженерных сетей и оборудования в техподполья, устранить подтопление техподполья, провести ревизию и обеспечить исправное, рабочее состояние запорной арматуры внутридомовой системы отопления, горячего и холодного водоснабжения;

— восстановить штукатурный слой стен и потолков в местах разрушения, в местах общего пользования и на лестничных клетках;

— обеспечить надлежащее санитарное состояние лестничных клеток и мест общего пользования;

— устранить неисправности системы электроснабжения: устранить скрутки, не изолированные участки провисания проводов, восстановить электроарматуру (лампы, светильники, выключатели) в местах отсутствия;

— восстановить окрасочный слой газопровода в местах отсутствия (разрушения);

— восстановить остекление оконных заполнений на лестничных клетках и в местах общего пользования, в местах нарушений: отсутствие рам, стекол;

— восстановить элементы системы наружного водостока (звенья труб, желоба, водоприемные воронки) в местах отсутствия.

Обязать МУП «Т» после принятия указанного выше решения администрацией города Твери выполнить следующие работы:

— принять меры по недопущению дальнейшего развития деформаций и разрушения кирпичной кладки в вентиляционных шахтах, выступающих архитектурных элементов кровли и стен фасада в том числе цоколя, карниза;

— устранить протечки кровли, устранить возникшие вследствие таких протечек разрушения штукатурного слоя и возникшие на местах замачивания грибковые культуры;

— восстановить металлическое покрытие свесов, поясков, выступающих архитектурных элементов кровли и стен фасада в местах разрушения отсутствия, оголовки вентиляции вентшахт оборудовать зонтами;

— устранить течи инженерных сетей и оборудования в техподполья устранить подтопление техподполья, провести ревизию и обеспечить исправное, рабочее состояние запорной арматуры внутридомовой системы отопления, горячего и холодного водоснабжения;

— восстановить штукатурный слой стен и потолков в местах разрушения местах общего пользования и на лестничных клетках;

— обеспечить надлежащее санитарное состояние лестничных клеток и общего пользования;

— устранить неисправности системы электроснабжения: устранить скрутки, не изолированные участки провисания проводов, восстановить электроарматуру (лампы, светильники, выключатели) в местах отсутствия;

— восстановить окрасочный слой газопровода в местах отсутствия (разрушения);

— восстановить остекление оконных заполнений на лестничных клетках и в местах общего пользования, в местах нарушений: отсутствие рам, стекол);

— восстановить элементы системы наружного водостока (звенья труб, желоба, водоприемные воронки) в местах отсутствия.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 01 октября 2012 года.

Председательствующий
Н.В.БУЛЫГИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *