О признании не соответствующим закону и недействующим Постановления Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 N 6/67 Об утверждении новой редакции Положения О порядке распространения наружной рекламы на территории города Новокузнецка.

Решение Центрального районного суда города Новокузнецка от 05.05.2012 по делу N 2-3090/12

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе:

председательствующего Евдокимовой М.А.

при секретаре В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 5 мая 2012 года

гражданское дело по заявлению прокурора г. Новокузнецка о признании недействующим нормативно-правового акта

установил:

Прокурор г. Новокузнецка обратился в суд с заявлением о признании недействующим нормативно-правового акта.

Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что 28.05.2008 г. Новокузнецким городским Советом народных депутатов было принято постановление N 6/67 «Об утверждении новой редакции Положения «О порядке распространения наружной рекламы на территории города Новокузнецка».

Полагает, что принятое постановление является незаконным, т.к. не соответствует требованиям федерального законодательства и подлежит отмене.

Отношения в сфере рекламы на территории РФ регулируются ФЗ от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе».

В статье 19 данного ФЗ перечислены полномочия органов местного самоуправления в регулируемой законом сфере и подробно регламентирован порядок распространения наружной рекламы на всей территории РФ.

Помимо ФЗ «О рекламе» полномочия органов местного самоуправления в сфере размещения рекламных конструкций перечислены в п. 15.1 ч. 1 ст. 15 и п. 26.1 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Из перечисленных положений закона следует, что органы местного самоуправления муниципального района и городского округа вправе осуществлять только перечисленные в ст. 19 ФЗ «О рекламе» действия.

Просят признать постановление от 28.05.2008 г. Новокузнецкого городского Совета народных депутатов N 6/67 «Об утверждении новой редакции Положения «О порядке распространения наружной рекламы на территории города Новокузнецка» противоречащим закону и недействующим.

В судебном заседании представитель заявителя — помощник прокурора г. Новокузнецка Скорых Е.М., на заявленных требованиях настаивала, дала суду пояснения аналогичные, изложенным в заявлении.

Также уточнила требования — просит признать оспариваемое постановление недействующим с момента вступления решения в законную силу.

Представители Новокузнецкого городского Совета народных депутатов А. и Р., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с заявленными требованиями были не согласны.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Муниципальный нормативный правовой акт — муниципальный правовой акт, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (правил поведения), имеет общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.

Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Согласно ст. 4 ФЗ «О рекламе» законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона.

Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Таким образом, ст. 4 ФЗ «О рекламе» установлен ограниченный перечень нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере рекламы.

В соответствии со ст. 19 данного ФЗ, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее — рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также — разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 — 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.

Решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов.

Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.

Как установлено ст. 15 Конституции РФ, органы местного самоуправления обязаны соблюдать законы.

Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены общие правовые принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 7 данного ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В статье 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» перечислены вопросы организации местного самоуправления.

Пунктом 15.1 ч. 1 ст. 15 данного ФЗ предусмотрено, что выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе».

Статья 16 ч. 1 п. 26.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» гласит, что выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Порядок размещения рекламных конструкций регулируется техническим регламентом ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденным постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 года N 124-ст, с изменениями, введенными в действие с 1 сентября 2009 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 марта 2009 года.

В соответствии со статьей 1 ГОСТ Р 52044-2003, данный стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещенные на автомобильных дорогах и территориях городских сельских поселений.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что распространение рекламы в городских поселениях допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с органами милиции, уполномоченными осуществлять контрольные, надзорные, разрешительные функции в области обеспечения безопасности движения, а при отсутствии такого согласования с соответствующими органами, распространение рекламы не допускается.

Судом установлено, что Новокузнецким городским Советом народных депутатов 28.05.2008 г. принято постановление N 6/67 «Об утверждении новой редакции Положения «О порядке распространения наружной рекламы на территории города Новокузнецка».

Данное постановление опубликовано в газете «Новокузнецк» от 01.07.2008 г. N 50(196).

Настоящее постановление регулирует порядок установки, размещения и эксплуатации рекламных конструкций, распространения наружной рекламы на территории г. Новокузнецка.

Прокурором г. Новокузнецка 29.02.2012 г. внесен протест об отмене постановления N 6/67 от 28.05.2008 г.

На данный протест прокурора города Новокузнецким городским Советом народных депутатов принято решение от 28.03.2012 г. N 3/57 об отклонении протеста.

Суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Исходя из анализа Федерального закона «О рекламе» следует, что данный ФЗ четко установил систему нормативного регулирования правоотношений в сфере рекламы, не предусмотрев в нем нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах правовое регулирование порядка установки, размещения и эксплуатации рекламных конструкций, распространения наружной рекламы на территории города Новокузнецка на местном уровне вошло в противоречие с Федеральным законом.

Учитывая, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие отношения, связанные с установкой, размещением и эксплуатацией рекламных конструкций, распространением наружной рекламы, не входят в систему законодательства Российской Федерации о рекламе, законодательство Российской Федерации в этой части считается унифицированным и дальнейшей регламентации на местном уровне не подлежит.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с рекламой, установлены п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О рекламе» и сводятся лишь к выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулированию таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Таким образом, правовое регулирование порядка установки, размещения и эксплуатации рекламных конструкций, распространения наружной рекламы на территории городского округа к вопросам местного значения городского округа не относится, а Новокузнецкий городской Совет народных депутатов не имеет полномочий по установлению правил установки, размещения и эксплуатации рекламных конструкций, распространения наружной рекламы на территории города Новокузнецка.

При таких обстоятельствах постановление от 28.05.2008 г. N 6/67 подлежит признанию несоответствующим закону и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 194 — 198 ГПК РФ,

решил:

Признать несоответствующим закону и недействующим постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 г. N 6/67 «Об утверждении новой редакции Положения «О порядке распространения наружной рекламы на территории города Новокузнецка» с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 10.05.2012 г.

Судья
ЕВДОКИМОВА М.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *