О признании недействующим Решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 15.02.2011 N 2/16 О внесении изменений в Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27 июня 2007 г. N 6/72 Об утверждении долгосрочной городской целевой программы Переселение жителей из непригодного для проживания жилья, расположенного в санитарно-защитных зонах города Новокузнецка.

Решение Центрального районного суда города Новокузнецка от 21.09.2011 по делу N 2-4925/2011

Центральный районный суд г. Новокузнецка в составе:

председательствующего Оленбург Ю.А.

при секретаре Д.

при участии помощника прокурора Федяевой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Новокузнецка о признании противоречащим закону и недействующим постановления Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 15 февраля 2011 года N 216 «О внесении изменений в постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27 июня 2007 г. N 672 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Переселение жителей из непригодного для проживания жилья, расположенного в санитарно-защитных зонах г. Новокузнецка»,

установил:

Прокурор г. Новокузнецка обратился в суд с заявлением о признании недействующим решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 15.02.2011 года N 216 «О внесении изменений в постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.06.2007 N 672 «Об утверждении долгосрочной городской целевой программы «Переселение жителей из непригодного для проживания жилья, расположенного в санитарно-защитных зонах г. Новокузнецка» с момента его принятия.

Требования мотивированы тем, что 15.02.2011 г. Новокузнецким городским Советом народных депутатов принято решение от 15.02.2011 г. N 216 «О внесении изменений в постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.06.2007 N 672 «Об утверждении долгосрочной городской целевой программы «Переселение жителей из непригодного для проживания жилья, расположенного в санитарно-защитных зонах г. Новокузнецка». Фактически решением от 15.02.2011 г. утверждена новая редакция долгосрочной городской целевой программы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в санитарно-защитных зонах г. Новокузнецка на 2007 — 2022 годы. При этом источником финансирования Программы с 2008 — 2022 годы являются собственные средства предприятий (организаций), деятельность которых вызвала необходимость организации санитарно-защитных зон, и иные не запрещенные законом средства. Объектом деятельности органов местного самоуправления по охране окружающей среды является природа, природные ресурсы, но не граждане и их жилищные права. Решение от 15.02.2011 г. N 216 принято Новокузнецким городским Советом народных депутатов с превышением полномочий, предоставленных органам местного самоуправления федеральным законодательством.

Кроме того, оспариваемое решение вносит изменения в постановление от 27.06.2007 г. N 672, которое было принято Новокузнецким городским Советом народных депутатов на основании принятого им постановления от 28.04.2007 г. N 447 «Об утверждении Положения о порядке переселения жителей из санитарно-защитных зон г. Новокузнецка». Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 02.07.2010 г. постановление от 28.04.2010 г. N 447 признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу. Решение вступило в законную силу 29.10.2010 г. Учитывая, что постановление от 27.06.2007 г. N 672 принято на основании постановления от 28.04.2007 г. N 447 оно утратило силу в силу прямого указания закона. Соответственно решение от 15.02.2011 г. вносит изменения в утративший силу нормативный правовой акт, что недопустимо.

В судебном заседании помощник прокурора Федяева О.С. поддержала заявленные требования.

Представитель Новокузнецкого городского Совета народных депутатов Р.В., действующий на основании доверенности, возражал против заявленных требований.

Определением Центрального районного суда г. Новокузнецка к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Администрация г. Новокузнецка, Муниципальное предприятие г. Новокузнецка «Муниципальный жилищный центр», Новокузнецкий городской фонд «Жилищное строительство».

Представитель Администрации г. Новокузнецка Р.Е., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований.

Представители Новокузнецкого городского фонда «Жилищное строительство» директор П. и З., действующий на основании доверенности, также не согласны с заявленными требованиями.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией РФ установлен режим единообразного применения законов на территории Российской Федерации, обязательности их для всех, кому они могут быть адресованы — для всех органов государственной власти и для органов местного самоуправления, для должностных лиц, граждан и их объединений (ст. ст. 4, 15), что и обеспечивает правовое единство на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 77, 78 ФЗ N 131-ФЗ, ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

15.02.2011 г. Новокузнецким городским Советом народных депутатов было принято решение N 216 «О внесении изменений в постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.06.2007 N 672 «Об утверждении долгосрочной городской целевой программы «Переселение жителей из непригодного для проживания жилья, расположенного, в санитарно-защитных зонах г. Новокузнецка», в частности пункт 1 постановления изложен в следующей редакции: «Утвердить долгосрочную городскую целевую программу «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в санитарно-защитных зонах города Новокузнецка» на 2007 — 2022 годы, согласно Приложению N 1 к настоящему постановлению»; Приложение N 1 — «Долгосрочная целевая программа «Переселение жителей из непригодного для проживания жилья, расположенного в санитарно-защитных зонах г. Новокузнецка на 2007 — 2012 годы» изложено в новой редакции.

Данное решение было опубликовано в газете «Новокузнецк» от 17.02.2011 г. N 12.

В соответствии с ч. 3, ч. 4 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Оспариваемое решение вносит изменения в постановление N 672 от 27.06.2007 г., которое принято на основании постановления Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 28.04.2007 N 4/47 «Об утверждении Положения о порядке переселения жителей из санитарно-защитных зон г. Новокузнецка».

Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 02.07.2010 г., вступившим в законную силу 29.10.2010 г., постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 28 апреля 2007 года N 4/47 «Об утверждении положения о порядке переселения жителей из санитарно-защитных зон г. Новокузнецка» было признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах следует признать обоснованным довод прокурора о том, что оспариваемый правовой акт был принят в нарушение указанных норм ГПК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. «д», «к» п. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; а также жилищное законодательство.

Согласно ст. 5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Жилищным кодексом РФ органам местного самоуправления не переданы отдельные государственные полномочия в области регулирования правоотношений в сферах санитарно-эпидемиологического и жилищного законодательства.

По сути, «Долгосрочная целевая программа «Переселение жителей из непригодного для проживания жилья, расположенного в санитарно-защитных зонах г. Новокузнецка на 2007 — 2012 годы», утвержденная оспариваемым решением, регулирует вопросы переселения граждан из домов, непригодных для проживания, т.е. регулирует вопросы, касающиеся жилищных прав граждан.

Как установлено в п. 35. «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007), жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II настоящего Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.

Вопросы переселения граждан из санитарно-защитных зон регулируются жилищным законодательством и, соответственно, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, но не отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее — санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Названный закон не указывает муниципальные правовые акты в системе законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем регулирование отношений в данной сфере органами местного самоуправления не основано на законе.

Оспариваемое решение принято в отсутствие полномочий, предоставленных федеральным законодательством органу местного самоуправления, поэтому является незаконным.

Согласно п. 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.

Статьей 31 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен принцип самостоятельности бюджетов, который означает:

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

В Приложении к решению указываются объемы и источники финансирования Программы, в том числе, источниками финансирования указаны средства бюджета и собственные средства предприятий (организаций), деятельность которых вызвала необходимость организации санитарно-защитных зон и иные, не запрещенные законом средства.

В нарушение указанных принципов, денежные средства предприятий, направляемые на цели переселения граждан из домов в санитарно-защитных зонах, которые по своему целевому назначению являются бюджетными, зачислялись на счет Новокузнецкого городского фонда «Жилищное строительство», а не на единый счет бюджета и расходовались фондом по его усмотрению.

Кроме того, осуществление органами местного самоуправления мероприятий по соблюдению санитарного законодательства путем обязывания предприятий-загрязнителей по направлению собственных денежных средств на счет некоммерческой организации — Новокузнецкий городской фонд противоречит ст. 72 Конституции РФ и ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поэтому в указанной части решение также является незаконным.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Руководствуясь ст. 194 — 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора города Новокузнецка удовлетворить.

Признать недействующим решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 15 февраля 2011 года N 216 «О внесении изменений в постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27 июня 2007 г. N 672 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Переселение жителей из непригодного для проживания жилья, расположенного в санитарно-защитных зонах г. Новокузнецка» со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать редакцию газеты «Новокузнецк» опубликовать сообщение о данном решении в газете «Новокузнецк» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Резолютивная часть решения оглашена 21.09.2011 г., решение в окончательной форме составлено 26 сентября 2011 г.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий
ОЛЕНБУРГ Ю.А.

Верно. Судья
ОЛЕНБУРГ Ю.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *