Исковые требования об отмене регистрации кандидата в депутаты удовлетворены правомерно, поскольку факт отсутствия гражданства РФ у кандидата в депутаты, установленный после его регистрации кандидатом, является вновь открывшимся обстоятельством, препятствовавшим его регистрации и влекущим отмену регистрации кандидата ввиду отсутствия у кандидата пассивного избирательного права.

Апелляционное определение Брянского областного суда от 29.08.2014

Судья Ильюхина О.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Банного И.И.,

судей областного суда Кравцовой Г.В., Горбачевской Ю.В.,

при секретаре М.,

с участием прокурора: Пасечника А.В.,

адвокатов: Никольской Л.Н., Щербакова А.С., Романенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2014 года по докладу судьи Горбачевской Ю.В. дело по апелляционной жалобе С. на решение Советского районного суда г. Брянска от 15 августа 2014 года по делу по заявлению Ф. об отмене регистрации кандидата в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу N * Бежицкого района г. Брянска С., выдвинутого избирательным объединением «Брянское региональное отделение Всероссийской партии «Единая Россия»,

установила:

14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва на основании Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 18.06.2014 N 1222 «О назначении выборов депутатов Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва», текст которого опубликован в областной газете «Брянская учительская газета» N 24 от 20.06.2014 г.

Постановлением избирательной комиссии города Брянска N 5 от 24 июля 2014 года зарегистрирован кандидат в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу N * Бежицкого района города Брянска С., выдвинутый избирательным объединением «Брянское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Ф., зарегистрированный кандидатом в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва по тому же одномандатному избирательному округу N 3, обратился в суд с заявлением, в котором просил отменить регистрацию кандидата в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу N * Бежицкого района города Брянска С. В обоснование заявленных требований Ф. указал, что при регистрации кандидата С. избирательная комиссия города Брянска не располагала сведениями об отсутствии у него гражданства Российской Федерации. Об указанных обстоятельствах избирательной комиссии и заявителю стало известно только 06 августа 2014 года.

В судебном заседании представитель заявителя Р. требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо С. и его представитель Щ. полагали требования неправомерными, поскольку считают незаконным заключение УФМС России по Брянской области от 10.07.2014 г, согласно которому С. гражданином Российской Федерации не является и все ранее выданные паспорта гражданина Российской Федерации признаны выданными в нарушение установленного порядка, а заграничный паспорт признан недействительным.

Представители заинтересованного лица — УФМС по Брянской области З. и О. полагали регистрацию С. кандидатом в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва подлежащей отмене.

Дело рассмотрено в порядке ст. 260.1 ГПК РФ в отсутствие представителей заинтересованных лиц — избирательной комиссии города Брянска и избирательного объединения «Брянское региональное отделении Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Решением Советского районного суда г. Брянска от 15 августа 2014 года заявление Ф. удовлетворено, отменена регистрация кандидата в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу N * Бежицкого района города Брянска С., выдвинутого избирательным объединением «Брянское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия».

В апелляционной жалобе С. просит об отмене решения суда, считая его незаконным. Указывает на то, что он является гражданином Российской Федерации, проживает на территории РФ с 1983 года постоянно, не лишен гражданства РФ, не заявлял о нежелании состоять в гражданстве РФ, другого гражданства не имеет, решение о прекращении гражданства не принималось, следовательно, имеет право выбирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В силу ч. 3 ст. 32 Конституции РФ пассивное избирательное право отсутствует только у граждан, признанных недееспособными или содержащимися под стражей по приговору суда. Поскольку к таким категориям он не относится, то пассивное избирательное право у него имеется, а вывод суда в этой части неверен. Паспорт гражданина РФ был выдан ему на законном основании, в связи с чем он оспаривает в Брянском райсуде заключение УФМС по результатам проверки принадлежности его к российскому гражданству и документированию паспортом гражданина РФ. Суд неправомерно отказал ему в ходатайстве приостановить производство по настоящему делу до вступления в силу решения Брянского райсуда, тем самым не установил юридически значимые по делу обстоятельства. Кроме того, суд сделал неправильный вывод о соблюдении заявителем срока для обращения в суд в порядке ч. 2 ст. 260 ГПК РФ. Данный срок заявителем нарушен и восстановлению не подлежит независимо от причин его пропуска.

На доводы апелляционной жалобы были принесены возражения Ф. и прокурором, участвующим в деле Пасечником А.В., которые просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Заслушав доклад по делу судьи Горбачевской Ю.В., выслушав объяснения С., адвокатов Н. и Щ. в его интересах, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на доводы жалобы адвоката Р. в интересах Ф., представителя Избирательной комиссии г. Брянска по доверенности Д., представителя УФМС России по Брянской области по доверенности З., заслушав заключение прокурора прокуратуры города Брянска Пасечника А.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва на основании Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 18.06.2014 N 1222 «О назначении выборов депутатов Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва», текст которого опубликован в областной газете «Брянская учительская газета» N 24 от 20.06.2014 г.

Постановлением избирательной комиссии города Брянска N 5 от 24 июля 2014 года зарегистрирован кандидат в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу N * Бежицкого района города Брянска С., выдвинутый избирательным объединением «Брянское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Подпунктом «а» п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным, в том числе, подпунктом «а» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом, вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие у кандидата пассивного избирательного права.

Право избирать (активное избирательное право) и право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), а также право участвовать в референдуме, по общему правилу, принадлежит гражданам Российской Федерации (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, статьи 2 — 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ

Полномочиями по определению наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, наделен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (пункт «а» статьи 30 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Заключением УФМС России по Брянской области от 10.07.2014 г. по результатам проверки принадлежности к российскому гражданству и обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации установлено, что С. гражданином Российской Федерации не является и все ранее выданные паспорта гражданина Российской Федерации признаны выданными в нарушение установленного порядка, а заграничный паспорт признан недействительным.

Сверенные данные и выявленные в них несоответствия в отношении кандидатов в депутаты Брянского городского совета народных депутатов были представлены председателю избирательной комиссии из УФМС России по Брянской области 06.08.2014 года (л.д. 85).

Исходя из содержания вышеприведенных нормативных правовых положений и установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт отсутствия гражданства Российской Федерации у кандидата в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу N * Бежицкого района города Брянска С., установленный после его регистрации кандидатом, является вновь открывшимся обстоятельством, препятствовавшим его регистрации и влекущим отмену регистрации кандидата ввиду отсутствия у кандидата пассивного избирательного права.

Согласно ч. 5 ст. 78 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного). Аналогичное положение закреплено в ч. 3 ст. 260 ГПК РФ.

Заявление Ф. об отмене регистрации кандидата в депутаты С. поступило в суд 11.08.2014 года, более чем за 8 дней до дня голосования, в связи с чем предусмотренный ч. 3 ст. 260 ГПК РФ и ч. 5 ст. 78 Закона РФ N 67-ФЗ срок обращения в суд зарегистрированным кандидатом в депутаты Ф. не пропущен. Срок, предусмотренный ч. 2 ст. 260 ГПК РФ для случаев обжалования решений избирательной комиссии, не подлежит применению к данным отношениям.

В соответствии с ч. 6 ст. 260 ГПК РФ в период избирательной кампании, кампании референдума заявление, поступившее в суд до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней со дня его подачи.

Судом обоснованно отклонено ходатайство С. о приостановлении производства по настоящему делу до разрешения спора с УФМС по Брянской области как не имеющее оснований. Учитывая требования закона о специальных сроках рассмотрения дел, связанных с защитой избирательных прав, заявление Ф. должно было быть рассмотрено в течение пяти дней со дня его поступления в суд, в связи с чем у суда первой инстанции не было оснований для приостановления производства по делу на неопределенный срок — до вступления в силу решения суда по делу по жалобе С. на заключение УФМС России по Брянской области. Доводы апелляционной жалобы в этой части являются необоснованными.

Ссылка С. на то, что он в течение многих лет осуществлял принадлежащие ему права и обязанности на основании выданного в 2001 г. паспорта, не имеет правового значения по настоящему делу.

Доводы С. и его представителей о том, что в отношении него уполномоченным органом не принималось решений о прекращении гражданства или о лишении его российского гражданства не имеют правового значения, поскольку заключением УФМС России по Брянской области от 10.07.2014 года установлено, что С. гражданином РФ не является, поскольку не приобретал его в установленном порядке.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы, которые были проверены и оценены судом первой инстанции, оснований для иной оценки представленных по делу доказательств и установленных фактических обстоятельств не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Советского районного суда г. Брянска от 15 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Председательствующий
И.И.БАННЫЙ

Судьи областного суда
Г.В.КРАВЦОВА
Ю.В.ГОРБАЧЕВСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *