В удовлетворении заявления об отмене регистрации кандидата в депутаты городского совета народных депутатов отказано правомерно, поскольку заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты поступило в избирательную комиссию с соблюдением требований, предусмотренных избирательным законодательством. Отсутствие даты составления первого финансового отчета носит формальный характер, поэтому оснований для отказа в регистрации кандидатом в депутаты по данным обстоятельствам не имеется.

Апелляционное определение Брянского областного суда от 21.08.2014 по делу N 33-3197(2014)

Судья Ильюхина О.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Банного И.И.,

судей областного суда Маклашова В.И.,

Фроловой И.М.,

с участием прокурора Пасечника А.В.,

при секретаре В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 августа 2014 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе А. на решение Советского районного суда г. Брянска от 08 августа 2014 года по делу по заявлению А. об отмене регистрации кандидата Б., включенного в зарегистрированный список кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Бежицкого района г. Брянска, выдвинутого избирательным объединением «Брянское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»,

установила:

14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва на основании Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 18.06.2014 N 1222 «О назначении выборов депутатов Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва», текст которого опубликован в областной газете «Брянская учительская газета» N 24 от 20.06.2014 г.

Постановлением избирательной комиссии г. Брянска, наделенной полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 1 по выборам депутатов Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва N 6 от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован кандидат в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Бежицкого района города Брянска Б., выдвинутый избирательным объединением «Брянское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

А. обратилась в суд с заявлением об отмене регистрации Б., указывая, что кандидатом Б. в представленных им в избирательную комиссию города Брянска сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах не указана организационно-правовая форма коммерческой организации, участником которой он является.

Кроме того, кандидатом Б. в адресах места нахождения земельного участка, жилого дома и гаража, которые имеются у него в собственности, не указан субъект Российской Федерации, что не соответствует форме, установленной Приложением 1 к Федеральному закону от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Также в представленном Б. первом финансовом отчете отсутствует дата его составления, что не соответствует форме, установленной Приложением 2 к Постановлению избирательной комиссии города Брянска от 11.05.2014 г. N 21/4 «О порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений и расходовании этих средств, проведении выборов депутатов Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва».

Решением Советского районного суда г. Брянска от 08 августа 2014 года заявление А. об отмене регистрации кандидата Б., включенного в зарегистрированный список кандидатов в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Бежицкого района г. Брянска, выдвинутого избирательным объединением «Брянское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе А. просит об отмене решения суда, указывая, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.

Так, Б. предоставил в избирательную комиссию первый финансовый отчет, в котором отсутствует дата его составления, что, по мнению А., не соответствует предусмотренным приложением 2 Постановления избирательной комиссии г. Брянска от 11.05.2014 г. N 21/4 «О порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений и расходовании этих средств, при проведении выборов депутатов Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва».

Сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, представленные Б. также, по мнению А., оформлены с нарушением требований Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку Б. не указал организационно-правовую форму коммерческой организации, участникам которой он является, в адресах места нахождения земельного участка, жилого дома и гаража, которые имеются у него в собственности (графы 4, 5, 8), не указан субъект Российской Федерации.

Кроме того, в суде первой инстанции не были обозрены оригиналы документов кандидата Б., предоставленные им в избирательную комиссию города Брянска для выдвижения и регистрации его в качестве депутата Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва, что является нарушением норм процессуального права.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражений относительно апелляционной жалобы и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (статья 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан; прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., объяснения А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Б., представителя избирательной комиссии г. Брянска по доверенности Г., заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) — также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 — 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно п. п. «в. 1» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона. В соответствии с п. 1 статьи 24 Закона Брянской области от 26.06.2008 N 54-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области» для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат или его доверенное лицо либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию, в том числе первый финансовый отчет кандидата.

В силу п. 15 ст. 39 Закона Брянской области от 26.06.2008 N 54-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области» порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений и расходовании, этих средств устанавливаются избирательной комиссией соответствующего муниципального образования.

В приложении 2 Постановления избирательной комиссии города Брянска от 11.05.2014 г. N 21/4 «О порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений и расходовании этих средств, при проведении выборов депутатов Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва» установлена форма финансового отчета.

В соответствии с установленной формой сведения, содержащиеся в финансовом отчете, подтверждаются подписью кандидата с указанием даты.

Судом установлено, что заявление Б. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты поступило в избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ с соблюдением требований, предусмотренных избирательным законодательством.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, в первом финансовом отчете, предоставленном Б., при подаче документов в избирательную комиссию г. Брянска, отсутствует дата его составления.

Постановлением избирательной комиссии г. Брянска, наделенной полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 1 по выборам депутатов Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва N 6 от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован кандидат в депутаты Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Бежицкого района города Брянска Б., выдвинутый избирательным объединением «Брянское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Судебная коллегия соглашается с суждением суда о том, что отсутствие даты составления первого финансового отчета, по которому данный кандидат баллотируется, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты. Данными о том, что указанные недостатки были выявлены избирательной комиссией, кандидату в депутаты было направлено уведомление об их уточнении, суд не располагает, а, следовательно, нет оснований для признания регистрации Б. кандидатом в депутаты незаконной. Иное означало бы умаление статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по смыслу которой, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 этой статьи,, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом «в. 1» и (или) «в. 2» пункта 24, подпунктом «б. 1» и (или) «б. 2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 названной 38 статьи Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Кроме того, в подтверждении о приеме документов для регистрации кандидата, представленном в избирательную комиссию города Брянска Б., указана дата ДД.ММ.ГГГГ что позволяет установить на какую дату составлен отчет.

Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что отсутствие даты составления первого финансового отчета, носит формальный характер, ввиду чего оснований для отказа в регистрации Б. кандидатом в депутаты по данным обстоятельствам не имелось.

Приложением 1 к Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определена форма сведений о размере и источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, согласно которой в указанных сведениях кандидат обязан указать полное или сокращенное наименование организации и ее организационно-правовую форму (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, товарищество, производственный кооператив и другие).

Судом установлено, что Б. в сведениях о принадлежности акций и ином участии в коммерческих организациях указана организационно-правовая форма собственности — ООО <данные изъяты> Таким образом, суд первой инстанции правильно не принял во внимание доводы заявителя на необходимость указания полного наименования организационно-правовой формы общества с ограниченной ответственностью, поскольку, по мнению апелляционной инстанции, сокращенное наименование «ООО» является общепризнанным понятием и имеет однозначное толкование.

Согласно п. 3 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банке, ценных бумагах. Указанные сведения предоставляются по форме, согласно приложению 1 к настоящему федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.

Согласно вышеуказанному приложению Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в графе недвижимое имущество должно быть указано недвижимое имущество с указанием места нахождения (адрес) и общая площадь (кв. м).

Как следует из материалов дела, Б. были указаны сведения о размере и месте нахождения недвижимого имущества, находящегося у него в собственности.

Доводы А. об отсутствии указания в приложении N 1 на субъект Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку не предусмотрено законодательством.

Кроме того, отсутствие указания на субъект Российской Федерации нельзя отнести к ненадлежащему оформлению документов, поскольку положения статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» направлены на то, чтобы у избирательной комиссии имелась возможность идентифицировать данные, указанные кандидатом в депутаты, и установить сообщает ли он достоверные сведения.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Поскольку выводы суда о законности регистрации Б. кандидатом в депутаты соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и согласуются с нормами материального закона, регулирующего спорное правоотношение, у суда нет оснований для отмены решения в порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Брянска от 08 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий
И.И.БАННЫЙ

Судьи
областного суда
В.И.МАКЛАШОВ
И.М.ФРОЛОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *