О признании недействующими пунктов 4, 5.1, 6, 7, 9, 10 Положения о порядке организации и проведения массовых мероприятий на территории Бейского района, утв. решением Совета депутатов муниципального образования Бейский район от 25.04.2011 N 406.

Решение Бейского районного суда Республики Хакасия от 08.04.2013 по делу N 2-152/2013

Бейский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Сорогиной О.Ю.,

при секретаре Евграфовой И.Е.,

с участием помощника прокурора Понамарева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бейского района в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативно-правового акта, утвержденного Советом депутатов МО Бейский район противоречащим закону и недействующим в части,

установил:

Прокурор Бейского района, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что 25 апреля 2011 года решением Совета депутатов за N 406 утверждено Положение о порядке организации и проведении массовых мероприятий на территории Бейского района. По результатам проверки Положения установлено, что его отдельные нормы вступают в противоречие с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции». Просит суд признать положения пунктов 4, 5.1, 6, 7, 9, 10 о порядке организации и проведении массовых мероприятий на территории Бейского района, утвержденного Советом депутатов МО Бейский район от 25 апреля 2011 года N 406 противоречащими закону и недействующими со дня их принятия.

В судебном заседании помощник прокурора Понамарев В.В., уточнил заявленные требования, просит признать положения пунктов 4, 5.1, 6, 7, 9, 10 о порядке организации и проведении массовых мероприятий на территории Бейского района, утвержденного Советом депутатов МО Бейский район от 25 апреля 2011 года N 406 противоречащими закону и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов Бейского района Козин А.С. действующий по доверенности, в судебном заседании уточненные требования прокурора не признал, пояснив, что положение было разработано на основании Постановления Правительства Республики Хакасия от 28.01.2011 года за N 16 «Об утверждении примерного положения о порядке организации массовых мероприятий на территории Республики Хакасия». Указанное Постановление ни кем не оспорено и действует до настоящего времени. На сессии Совета депутатов Бейского района, которое состоится 27.04.2013 года оспариваемые пункты положения будут отменены. Он может согласиться о законности требований прокурора только в рамках признания пункта N 10 положения противоречащим закону, в части остальных пунктов положения, которые оспаривает прокурор, считает, что конституционные права граждан они не нарушают, с момента принятия спорного положения. За период действия положения на территории Бейского района, неоднократно проводились массовые мероприятия. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Судом установлено, что решением Совета депутатов МО Бейский район N 406 от 25 апреля 2011 года утверждено Положение о порядке организации и проведении массовых мероприятий на территории Бейского района. Из пункта 1 указанного положения следует, что оно разработано в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и безопасности граждан, определяет порядок организации и проведения массовых мероприятий на территории Бейского района в стационарных или временных культурно-зрелищных сооружениях, а также в парках, садах, скверах, на бульварах, улицах, площадях и других территориях, расположенных на территории Бейского района.

В решение N 406 от 25.04.2011 г. «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения массовых мероприятий на территории Бейского района», делается ссылка на ст. 72 Конституции РФ, Постановления Правительства РХ от 25.01.2011 г. N 16 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения массовых мероприятий на территории РХ», и на ст. 17 Устава муниципального образования Бейский район РХ, в целях обеспечения безопасности населения в период проведения мероприятий на территории Бейского района.

Как следует из ст. 17 Устава она регламентирует компетенцию Совета депутатов, в данной статье отсутствуют такие полномочия, как обеспечение безопасности населения в период проведения массовых мероприятий.

Суд принимает во внимание, что указанное решение «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения массовых мероприятий на территории Бейского района» принято Советом депутатов МО Бейский район, однако подписано Главой администрации Бейского района Курлаевым Ю.Н.

Совет депутатов Бейского района Республики Хакасия, зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц, как юридическое лицо, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, руководителем — председателем является Котельникова Г.М.

Согласно Устава МО Бейский район РХ, Совет депутатов представительный орган местного самоуправления, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального района.

Суд принимает во внимание доводы представителя заинтересованного лица о том, что с момента принятия спорного положения, за данный период, неоднократно проводились массовые мероприятия, что подтверждается информацией начальника Управления культуры, молодежи, спорта и туризма, согласно которым в с. Бея 1 декабря 2012 года проводился форум молодежи Бейского района, 07 декабря 2012 года состоялось открытие ледового катка, 21 марта 2013 года проводился праздник «Чыл Пазы», указанные мероприятия проводились после утверждения Главы администрации Бейского района Курлаева Ю.Н., и согласовано с начальником отдела полиции по Бейскому району и с начальником ОПС РХ N 9, при этом начальник УКМСиТ просил обеспечить охрану общественного порядка и противопожарное обслуживание.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с п. 4 Положения о порядке организации и проведении массовых мероприятий на территории Бейского района для проведения массового мероприятия организатор массового мероприятия подает в письменной форме Главе муниципального образования Бейский район уведомление о проведении массового мероприятия. Пункт 5.1 указывает, что при рассмотрении уведомления о проведении массового мероприятия организатору могут быть предъявлены требования по изменению места, времени и порядка проведения массового мероприятия. Суд принимает доводы заявителя, что данные требования нарушают гарантированное статьей 31 Конституции Российской Федерации право граждан собираться мирно, что является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности и может быть ограничено только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства ч. 3 ст. 55 КРФ.

Возложение обязанностей установленные пунктом 6 указанного положения, не установлены на федеральном уровне, а именно о том, что на организатора массового мероприятия возлагается обязанность при получении письменного согласования главы муниципального образования согласовывать независимо от уровня проводимого мероприятия (федеральный, республиканский, муниципальный и т.д.) не позднее пяти календарных дней до начала мероприятия: с органом внутренних дел, на обслуживаемой территории которого проводится массовое мероприятие, вопросы обеспечения охраны общественного порядка и безопасности в месте проведения мероприятия; с территориальными органами управления здравоохранения вопросы медицинского сопровождения массового мероприятия; с территориальными подразделениями противопожарной службы: план мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций с учетом схемы маршрутов и очередности движения участников мероприятий; схему размещения временных строений и сооружений с указанием расстояний между ними и капитальными зданиями и сооружениями с указанием на ней количества и мест размещения первичных средств пожаротушения; схему мест дислокации спецавтотранспорта противопожарной службы, скорой медицинской помощи и аварийно-спасательных служб, обеспечивающих кратчайшее время их развертывания при возникновении чрезвычайных обстоятельств; при сопровождении массового мероприятия проведением фейерверка схему местности с нанесением на ней пунктов размещения фейерверочных изделий с указанием границ безопасной зоны, указанием безопасных границ до зданий и сооружений, а также виды используемой пиротехнической продукции; с территориальными подразделениями Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия: схему размещения временных точек общественного питания, торговли (палатки, ларьки, передвижные точки питания) и их обеспечение холодильным и торговым оборудованием; схему размещения контейнеров для сбора мусора, общественных туалетов (биотуалеты).

Пунктами 7, 9 Положения на администрацию объекта проведения массового мероприятия возложены обязанности по оказанию содействия до начала проведения мероприятия органам внутренних дел, организатору массового мероприятия, противопожарной службе в обследовании объекта проведения массового мероприятия; по проверке готовности к использованию информационных щитов и средств громкоговорящей связи для доведения до участников и зрителей мероприятий информации о порядке и правилах их проведения на объектах, путях эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций; по обеспечению возможности беспрепятственной эвакуации участников мероприятия в случае возникновения пожара или чрезвычайной ситуации; готовности средств пожаротушения, наличие соответствующего персонала и его действия в соответствии со служебными инструкциями; размещению на видных местах знаков безопасности, указателей, правил поведения участников, планов эвакуации и инструкций о мерах пожарной безопасности; по осуществлению контроля за функционирование всех инженерных систем и систем оповещения, имеющихся на объектах проведения массовых мероприятий, надежностью эксплуатируемых зданий, сооружений и трибун, безопасностью зрителей и участников, в том числе при эвакуации; по проведению воспитательной работы и разъяснительной работы с посетителями, пропаганды соблюдения порядка и правил поведения участников мероприятия, порядка эвакуации и мер пожарной безопасности, используя наглядную агитацию, местную ретрансляционную сеть и другие технические средства. При этом администрация объекта проведения массового мероприятия наделяется правом приостанавливать проведение массового мероприятия в случае нарушения общественного порядка. Суд установил, что на отдел полиции по Бейскому району пунктом 10 Положения помимо прочих возложены обязанности по проверке у частных охранных служб и их сотрудников, принимающих участие в обеспечении проведения массового мероприятия, наличие необходимых документов и лицензий, подтверждающих право на занятие охранной деятельностью.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах своей компетенции.

Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд считает, что органы местного самоуправления не вправе регулировать деятельность полиции, вменять ей обязанности, которые регулируют вопросы, относящиеся к мероприятиям по контролю за соблюдением законодательства в области частной охранной деятельности, указанные пункты устанавливают для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, а также возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления и их должностных лиц, что создает препятствия для граждан в реализации ими конституционных прав.

Оценивая выше исследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании оспариваемых пунктов положения недействующими со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 — 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать положения пунктов 4, 5.1, 6, 7, 9, 10 о порядке организации и проведении массовых мероприятий на территории Бейского района, утвержденного решением Советом депутатов МО Бейский район от 25 апреля 2011 года N 406 недействующими со дня вступления решения в законную силу.

На решение могут быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено и подписано: 12.04.2013.

Судья
О.Ю.СОРОГИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *