Решение суда по заявлению о признании незаконным бездействия совета сельского поселения изменено в части: на представительный орган местного самоуправления судом возложены обязанности по устранению нарушений действующего законодательства, поскольку согласно положениям закона и уставу муниципального образования ответчик вправе как создать контрольно-счетный орган, так и заключить соглашение о передаче указанному органу полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Апелляционное определение Архангельского областного суда от 18.08.2014 по делу N 33-4151

Судья Хохряков Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Кузнецова Ю.И.,

судей Лобановой Н.В. и Рассошенко Н.П.

при секретаре О.

с участием прокурора областной прокуратуры Брагиной К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 18 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе председателя муниципального Совета Ровдинского сельского поселения М. на решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 19 июня 2014 года, которым постановлено:

«исковые требования прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному Совету Ровдинского сельского поселения о признании незаконным бездействие по непринятию мер к созданию контрольно-счетного органа муниципального образования «Ровдинское», обязании создать контрольно-счетный орган удовлетворить.

Обязать Совет депутатов Ровдинского сельского поселения в течение месяца с момента, вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля, а именно создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Ровдинское».

Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия

установила:

Прокурор Шенкурского района Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия муниципального Совета Ровдинского сельского поселения по непринятию мер к созданию контрольно-счетного органа муниципального образования «Ровдинское», понуждении создать контрольно-счетный орган в МО «Ровдинское» или заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу МО «Шенкурский муниципальный район» полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В обоснование требований указал, что контрольно-счетные органы муниципальных образований должны формироваться и осуществлять свою деятельность в порядке, установленном ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Устав МО «Ровдинское» предусматривает создание контрольного органа местного самоуправления.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования, просил признать незаконным бездействие муниципального Совета Ровдинского сельского поселения по непринятию мер к созданию контрольно-счетного органа муниципального образования «Ровдинское», обязать муниципальный Совет Ровдинского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля, а именно создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Ровдинское».

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Ефимова А.В. уточненные требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из представленного в материалы дела заявления следует, что ДДММГГ на двенадцатой сессии Совета депутатов МО «Ровдинское» принято решение N X «О заключении соглашения между органами местного самоуправления МО «Ровдинское» и МО «Шенкурский муниципальный район» по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля». В настоящее время данное соглашение разрабатывается и готовится к подписи обеими сторонами.

Суд вынес указанное решение, с которым не согласилась председатель муниципального Совета Ровдинского сельского поселения М.

В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. Указала, что в связи с внесением Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ изменений в ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на момент принятия решения судом законодателем установлено право, а не обязанность представительного органа муниципального образования образовать контрольно-счетный орган муниципального образования. Ссылаясь на п. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», указала, что представительные органы поселений вправе заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. Создание контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в данном случае не требуется.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав пояснения прокурора Брагиной К.В., не согласившейся с апелляционной жалобой, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что муниципальным Советом Ровдинского сельского поселения контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Ровдинское» до настоящего времени не создан.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Общие принципы организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Создание таких органов в муниципальных образованиях в силу закона является обязательным.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования (ч. 2). Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно (ч. 4). Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (ч. 11).

В силу ст. 4 Устава МО «Ровдинское», с учетом внесенных в него изменений и дополнений, органами местного самоуправления Ровдинского сельского поселения являются: муниципальный Совет Ровдинского сельского поселения — представительный орган муниципального образования «Ровдинское»; глава Ровдинского сельского поселения — глава муниципального образования «Ровдинское»; администрация Ровдинского сельского поселения — местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования «Ровдинское» и контрольно-счетная палата Ровдинского сельского поселения — контрольно-счетный орган муниципального образования «Ровдинское».

Исключительно решением муниципального Совета Ровдинского сельского поселения устанавливаются полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетной палаты Ровдинского сельского поселения (ст. 14 Устава). Контрольно-счетная палата Ровдинского сельского поселения является постоянно действующим органом внешнего муниципального контроля и образуется муниципальным Советом Ровдинского сельского поселения (п. 1 ст. 20.1 Устава).

Муниципальный Совет Ровдинского сельского поселения вправе заключать соглашения с Собранием депутатов муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» полномочий контрольно-счетного органа Ровдинского сельского поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (п. 7 ст. 20.1 Устава).

В соответствии с ч. 2 ст. 264.4 БК РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.

Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязывающими органы местного самоуправления осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритетного применения мер по предотвращению коррупции, позволяет судебной коллегии признать правомерными доводы прокурора о том, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации предполагает обязательность организации внешнего муниципального контроля в каждом муниципальном образовании в формах, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ.

Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что в Ровдинском сельском поселении отсутствует контрольно-счетный орган, что приводит к не осуществлению контроля за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, к не проведению экспертизы проектов местного бюджета, к отсутствию информации о ходе исполнения местного бюджета и о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также к не проведению в пределах полномочий мероприятий, направленных на противодействие коррупции.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда, поскольку в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом МО «Ровдинское» муниципальный Совет Ровдинского сельского поселения в целях устранения нарушений действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля вправе как создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Ровдинское», так и заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Решение суда в части установления срока устранения допущенных нарушений действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля сторонами не оспаривается. Судебная коллегия находит его разумным, установленным судом с учетом характера, объема и сложности мероприятий, необходимых для его исполнения.

Довод апелляционной жалобы о том, что создание контрольно-счетного органа является в силу ч. 1 ст. 38 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции от 27 мая 2014 года) правом, а не обязанностью представительного органа муниципального образования, не свидетельствует о незаконности решения суда, с учетом внесенных в него судебной коллегией изменений. Обязательность организации внешнего муниципального контроля в форме создания контрольно-счетного органа или путем заключения соглашения о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения предполагается с учетом требований ФЗ «О противодействии коррупции» и ч. 2 ст. 264.4 БК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 19 июня 2014 года изменить, вынести новое решение, по которому:

Заявление прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия муниципального Совета Ровдинского сельского поселения по непринятию мер по организации внешнего муниципального контроля муниципального образования «Ровдинское» и возложении обязанности устранить нарушение законодательства по организации внешнего муниципального контроля муниципального образования «Ровдинское» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального Совета Ровдинского сельского поселения по непринятию мер по организации внешнего муниципального контроля муниципального образования «Ровдинское».

Обязать муниципальный Совет Ровдинского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля, а именно создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Ровдинское» или заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Председательствующий
Ю.И.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Н.В.ЛОБАНОВА
Н.П.РАССОШЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *