Решение суда по заявлению о признании незаконным бездействия депутатов сельского поселения изменено в части: на представительный орган местного самоуправления судом возложены обязанности по устранению нарушений действующего законодательства, поскольку согласно положениям закона и уставу муниципального образования ответчик вправе как создать контрольно-счетный орган, так и заключить соглашение о передаче указанному органу полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Апелляционное определение Архангельского областного суда от 18.08.2014 по делу N 33-4156

Судья Хохряков Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Кузнецова Ю.И.,

судей Лобановой Н.В. и Рассошенко Н.П.

при секретаре О.,

с участием прокурора областной прокуратуры Брагиной К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 18 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе председателя Совета депутатов Никольского сельского поселения К. на решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 20 июня 2014 года, которым постановлено:

«исковые требования прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному Совету Никольского сельского поселения о признании незаконным бездействие по непринятию мер к созданию контрольно-счетного органа муниципального образования «Никольское», обязании создать контрольно-счетный орган удовлетворить.

Обязать Совет депутатов Никольского сельского поселения в течение месяца с момента, вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля, а именно создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Никольское».

Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия

установила:

Прокурор Шенкурского района Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Совета депутатов Никольского сельского поселения по непринятию мер к созданию контрольно-счетного органа муниципального образования «Никольское», понуждении создать контрольно-счетный орган в МО «Никольское» или заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу МО «Шенкурский муниципальный район» полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В обоснование требований указал, что контрольно-счетные органы муниципальных образований должны формироваться и осуществлять свою деятельность в порядке, установленном ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Устав МО «Никольское» предусматривает создание контрольного органа местного самоуправления.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования, просил признать незаконным бездействие Совета депутатов Никольского сельского поселения по непринятию мер к созданию контрольно-счетного органа муниципального образования «Никольское», обязать Совет депутатов Никольского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля, а именно создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Никольское».

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Ефимова А.В. уточненные требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд вынес указанное решение, с которым не согласился председатель Совета депутатов Никольского сельского поселения К.

В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. Указал, что в связи с внесением Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ изменений в ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на момент принятия решения судом законодателем установлено право, а не обязанность представительного органа муниципального образования образовать контрольно-счетный орган муниципального образования. Ссылаясь на п. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», указал, что представительные органы поселений вправе заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. Создание контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в данном случае не требуется.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав пояснения прокурора Брагиной К.В., не согласившейся с апелляционной жалобой, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Советом депутатов Никольского сельского поселения контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Никольское» до настоящего времени не создан.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Общие принципы организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Создание таких органов в муниципальных образованиях в силу закона является обязательным.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования (ч. 2). Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно (ч. 4). Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (ч. 11).

В силу ст. 4 Устава МО «Никольское» органами местного самоуправления Никольского сельского поселения являются: Совет депутатов Никольского сельского поселения — представительный орган муниципального образования «Никольское»; глава Никольского сельского поселения — глава муниципального образования «Никольское»; администрация Никольского сельского поселения — местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования «Никольское» и контрольно-счетная палата Никольского сельского поселения — контрольно-счетный орган муниципального образования «Никольское».

Исключительно решением Совета депутатов Никольского сельского поселения (в соответствии с федеральными законами, законами Архангельской области, Уставом Никольского сельского поселения) устанавливаются полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетной палаты Никольского сельского поселения (ст. 17 Устава). Контрольно-счетная палата Никольского сельского поселения является постоянно действующим органом внешнего муниципального контроля и образуется Советом депутатов Никольского сельского поселения (п. 1 ст. 24 Устава).

Совет депутатов Никольского сельского поселения вправе заключать соглашения с Собранием депутатов муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» полномочий контрольно-счетного органа Никольского сельского поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. В случае заключения такого соглашения контрольно-счетный орган Никольского сельского поселения не формируется (п. 7 ст. 24 Устава).

В соответствии с ч. 2 ст. 264.4 БК РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.

Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязывающими органы местного самоуправления осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритетного применения мер по предотвращению коррупции, позволяет судебной коллегии признать правомерными доводы прокурора о том, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации предполагает обязательность организации внешнего муниципального контроля в каждом муниципальном образовании в формах, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ.

Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что в Никольском сельском поселении отсутствует контрольно-счетный орган, что приводит к не осуществлению контроля за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, к не проведению экспертизы проектов местного бюджета, к отсутствию информации о ходе исполнения местного бюджета и о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также к не проведению в пределах полномочий мероприятий, направленных на противодействие коррупции.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда, поскольку в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом МО «Никольское» Совет депутатов Никольского сельского поселения в целях устранения нарушений действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля вправе как создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Никольское», так и заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Решение суда в части установления срока устранения допущенных нарушений действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля сторонами не оспаривается. Судебная коллегия находит его разумным, установленным судом с учетом характера, объема и сложности мероприятий, необходимых для его исполнения.

Довод апелляционной жалобы о том, что создание контрольно-счетного органа является в силу ч. 1 ст. 38 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции от 27 мая 2014 года) правом, а не обязанностью представительного органа муниципального образования, не свидетельствует о незаконности решения суда, с учетом внесенных в него судебной коллегией изменений. Обязательность организации внешнего муниципального контроля в форме создания контрольно-счетного органа или путем заключения соглашения о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения предполагается с учетом требований ФЗ «О противодействии коррупции» и ч. 2 ст. 264.4 БК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 20 июня 2014 года изменить, вынести новое решение, по которому:

Заявление прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Совета депутатов Никольского сельского поселения по непринятию мер по организации внешнего муниципального контроля муниципального образования «Никольское» и возложении обязанности устранить нарушение законодательства по организации внешнего муниципального контроля муниципального образования «Никольское» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов Никольского сельского поселения по непринятию мер по организации внешнего муниципального контроля муниципального образования «Никольское».

Обязать Совет депутатов Никольского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля, а именно создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Никольское» или заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Председательствующий
Ю.И.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Н.В.ЛОБАНОВА
Н.П.РАССОШЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *