В иске о включении в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периода работы, перерасчете размера трудовой пенсии по старости отказано в части возложения обязанности произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера правомерно, так как Антарктида не относится к районам Крайнего Севера.

Апелляционное определение Архангельского областного суда от 14.08.2014 по делу N 33-3816/2014

Судья Попова Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Кожемякиной М.В.,

судей Гулевой Г.В., Нибараковой С.Г.

при секретаре А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 августа 2014 года в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе К., представителя Н., на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 03 июня 2014 года, которым постановлено:

«исковые требования Н. к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о включении в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периода работы, перерасчете размера трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске включить в страховой стаж Н. и стаж работы в местности, приравненный к районам Крайнего Севера, период работы с 02.08.1988 по 31.12.1997 и произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости Н. с <дд.мм.гг.>.

В удовлетворении исковых требований Н. к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о перерасчете размера пенсии в связи с работой в районе Крайнего Севера отказать.

Взыскать с Государственного Учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <…> рублей <…> копеек (<…> рублей <…> копеек)».

Заслушав доклад судьи Нибараковой С.Г., судебная коллегия

установила:

Н. обратился в суд с иском к государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске (далее — Управление) о включении в стаж периода работы и перерасчете размера пенсии.

В обоснование заявленных требований указал, что при назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости ответчик не включил ни в страховой стаж, ни в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы со 02 апреля 1988 года по 31 декабря 1997 года в <Юр.лицо 1>, реорганизованном в <Юр.лицо 2>. Полагал, что исключение из подсчета стажа данного периода является незаконным, нарушающим его права, поскольку запись о работе имеется в трудовой книжке. Кроме того, ответчик незаконно отказал ему в установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера. При этом им были представлены документы о работе в Антарктиде в период с 11 октября 1987 года по 10 апреля 1988 года в качестве <…> в составе <…>-й Советской антарктической экспедиции, прикомандированного к данной экспедиции от <Юр.лицо 3>. В указанный период он работал полный рабочий день в особых природно-климатических условиях. Просил включить в стаж оспариваемый им период работы в <Юр.лицо 1>, реорганизованном в <Юр.лицо 2>, произвести перерасчет размера получаемой им трудовой пенсии по старости с <дд.мм.гг.>.

В судебном заседании исковые требования уточнил, просил включить период работы в <Юр.лицо 1> и в <Юр.лицо 1> со 02 августа 1988 года по 31 декабря 1997 года в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости с <дд.мм.гг.> с учетом данного периода, а также периода работы в районах Крайнего Севера с 05 октября 1987 года по 10 апреля 1988 года.

Его представитель К. уточненные исковые требования поддержал.

Дело было рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Из представленного суду отзыва на исковое заявление следует, что ответчик с требованиями был не согласен, считал, что оснований для включения в стаж работы в районах Крайнего Севера периода работы в составе <…>-й Советской антарктической экспедиции не имеется, так как Антарктида не отнесена к районам Крайнего Севера.

Суд постановил указанное решение, с которым в части отказа в удовлетворении исковых требований не согласился представитель истца К.

В поданной апелляционной жалобе просит отменить решение суда в обжалуемой части, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указал, что согласно разъяснениям Пенсионного фонда Российской Федерации, опубликованным в 2009 году в журнале «Финансы» (выпуск N 5), сохранена правоприменительная практика в части включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы в российских (советских) антарктических экспедициях. При этом юридически значимыми датами являются дата прибытия в Антарктиду и дата убытия с континента. Считает, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 07 августа 1992 года N 824 «О Российской антарктической экспедиции» он, несмотря на факт выплаты ему заработной платы <Юр.лицо 3>, являлся работником <Юр.лицо 4>. Полагает, что в рассматриваемом случае оснований для исчисления стажа его работы по месту нахождения организации, направившей его в командировку в район Крайнего Севера, не имеется, поскольку относительно данной категории работников существует иная устоявшаяся судебная практика. Кроме того, Антарктида не является частью Российской Федерации, не является частью какого-либо другого государства, потому регистрация организации по месту ее нахождения в Антарктиде невозможна.

В суд апелляционной инстанции истец Н., его представитель К., представитель Управления, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, сведений об уважительных причинах неявки не представили.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, изучив материалы гражданского дела и пенсионного дела Н. N <…>, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Согласно пункту 7 статьи 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ, вступившего в законную силу с 01 января 2010 года) лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3843 рубля в месяц.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В силу пункта 11 статьи 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами 1 группы), проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3330 рублей 60 копеек в месяц.

Как указано в пункте 2 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Как видно из материалов гражданского дела и пенсионного дела Н. N <…>, истец является получателем трудовой пенсии по старости с <дд.мм.гг.>.

В период с 28 сентября 1987 года по 01 августа 1988 года он работал в <Юр.лицо 3> (в настоящее время реорганизован в <Юр.лицо 5>) в качестве <…>. Место нахождения данной организации — с. <…> <…> района <…> области.

В составе <…> Советской Антарктической экспедиции Н. был направлен в Антарктиду на самолете <…>. 11 октября 1987 года он пересек 50 градус Южной Широты и прибыл в Антарктиду, 10 апреля 1988 года вновь пересек 50 градус Южной Широты и выбыл из Антарктиды.

Решением начальника отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в <…> административных округах г. Архангельска от 11 февраля 2014 года N <…> во включении периода работы в Антарктиде в стаж работы в районах Крайнего Севера и, соответственно, в установлении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 7 статьи 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», отказано.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, суд пришел к верному выводу, что Антарктида не относится к районам Крайнего Севера.

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 (с последующими изменениями) (далее — Перечень).

Перечень является исчерпывающим и произвольному расширительному толкованию не подлежит. Антарктида в нем не указана.

Исходя из этого обстоятельства, работа на территории Антарктиды не дает право на включение спорных периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера.

Не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы со ссылкой на разъяснения Пенсионного фонда Российской Федерации, опубликованные в 2009 году в журнале «Финансы» (выпуск N 5), о том, что существует правоприменительная практика в части включения в стаж работы на Крайнем Севере периодов работы в российских (советских) антарктических экспедициях.

Как следует из решения пенсионного органа об отказе в установлении истцу фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, сам Пенсионный фонд Российской Федерации указанной правоприменительной практики в настоящее время не придерживается. Кроме того, данная практика расходится с вышеуказанными нормативными положениями, согласно которым в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей включается лишь работа, которая выполнялась на территориях, названных в Перечне.

То обстоятельство, что в Антарктиде истец находился в качестве работника <Юр.лицо 4> (в настоящее время — <Юр.лицо 6>), прикомандированного <Юр.лицо 3>, на законность постановленного судом решения не влияет, поскольку место нахождения данной организации — г. <…>, также не относящийся к районам Крайнего Севера.

Исходя из изложенного, у истца отсутствует право на перерасчет размера пенсии с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленного для лиц, проработавших определенное законом количество календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющих установленный законом страховой стаж.

По существу изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом судебной проверки и в решении суда получили надлежащую правовую оценку, они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и основаны на неправильном толковании норм материального права.

Каких-либо иных данных, не учтенных судом при вынесении решения, апелляционная жалоба не содержит.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 03 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К., представителя Н., без удовлетворения.

Председательствующий
М.В.КОЖЕМЯКИНА

Судьи
Г.В.ГУЛЕВА
С.Г.НИБАРАКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *