Требование о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непредоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, удовлетворено правомерно, поскольку непредоставление места в детском дошкольном учреждении при наличии волеизъявления правообладателя свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования.
Апелляционное определение Архангельского областного суда от 11.08.2014 N 33-4006
Судья Латфуллин И.Г.
Докладчик Пыжова И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецова Ю.И.,
судей Верещагина Г.С., Пыжовой И.А.,
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 11 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации МО «Вельский муниципальный район» на решение Вельского районного суда Архангельской области от 14 мая 2014 года, которым постановлено:
«заявление Б.С. в интересах несовершеннолетней Б.В. о признании бездействия администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» по непредоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении — удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» по непредоставлению Б.В., <…> <…> года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» предоставить несовершеннолетней Б.В., <…> <…> года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах города Вельска».
Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия
установила:
Б.С. обратился в суд с заявлением в интересах несовершеннолетней Б.В. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» по непредоставлению ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, обязании администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» предоставить его ребенку место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
В обоснование заявленных требований указал, что его дочь достигла возраста, с которого может посещать детский сад, однако место в детском саду ребенку не предоставлено. Полагает, что администрация МО «Вельский муниципальный район» допускает бездействие в организации предоставления общедоступного дошкольного образования, нарушая тем самым конституционные права несовершеннолетнего ребенка на получение бесплатного дошкольного образования.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель администрации МО «Вельский муниципальный район» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель Управления образования МО «Вельский муниципальный район» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В представленном отзыве с требованиями заявителя не согласился, указав, что место будет предоставлено ребенку в порядке очередности.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласилась администрация МО «Вельский муниципальный район». В поданной апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что прием детей в дошкольные образовательные учреждения производится в порядке очередности поступления заявлений от родителей. Внеочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении ребенку заявителя противоречит установленному порядку и нарушает права других детей.
Проверив законность и обоснованность вынесенного судом решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что Б.С. является отцом Б.В., <…> <…> года рождения.
Действуя как законный представитель малолетней, мать ребенка Б.И. 06 ноября <…> года обратилась с заявлением в Управление образования администрации МО «Вельский муниципальный район» о предоставлении дочери места в дошкольном образовательном учреждении, но до настоящего времени несовершеннолетняя Б.В. не обеспечена местом в дошкольном образовательном учреждении.
Несовершеннолетняя Б.В. состоит в общей очереди на предоставление места в детском саду под номером <…>.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил нарушение прав несовершеннолетней Б.В. на получение бесплатного дошкольного образования и пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию МО «Вельский муниципальный район» обязанности по предоставлению ребенку заявителя места в детском дошкольном образовательном учреждении в пределах города Вельска.
С данным выводом судебная коллегия согласна, а доводы апелляционной жалобы находит несостоятельными.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Аналогичное положение закреплено в ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье.
Согласно п. 10 ст. 6, п. 1 ст. 27 Устава МО «Вельский муниципальный район» администрация муниципального образования является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и обладает полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере организации предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Вельского муниципального района.
Постановлением администрации МО «Вельский муниципальный район» от 24.04.2013 N 681 утвержден Порядок комплектования дошкольных групп детских садов — структурных подразделений муниципальных бюджетных образовательных учреждений муниципального образования «Вельский муниципальный район», реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования.
Пунктом 3.1 указанного Порядка также предусмотрено, что прием детей в дошкольные группы муниципальных бюджетных образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, осуществляется в установленном порядке в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
С учетом изложенного непредоставление места в детском дошкольном учреждении при наличии волеизъявления правообладателя свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования.
Как следует из материалов дела, Б.В. имеет право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.
Между тем администрацией МО «Вельский муниципальный район» обязанность по обеспечению несовершеннолетней Б.В. местом в детском дошкольном учреждении не исполнена, чем нарушено конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Таким образом, установив, что муниципальным образованием «Вельский муниципальный район» не исполнена обязанность по обеспечению ребенка местом в детском дошкольном учреждении, суд обоснованно возложил на администрацию МО «Вельский муниципальный район», осуществляющую комплектование муниципальных образовательных учреждений, обязанность обеспечить Б.В. местом в детском дошкольном учреждении.
Довод апелляционной жалобы о том, что обжалуемое решение суда противоречит порядку приема детей в дошкольные образовательные учреждения, предполагающему прием детей в порядке очередности поступления заявлений от родителей, с учетом права определенной категории лиц на внеочередное и первоочередное предоставление места в дошкольном учреждении, является необоснованным и не влечет отмену судебного решения, поскольку администрация МО «Вельский муниципальный район» обязана принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных учреждений, а в случае недостаточности — расширять их. При этом реализация прав одних граждан на получение дошкольного образования должна осуществляться не за счет ущемления прав других, а посредством увеличения числа мест в дошкольных учреждениях.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, то судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного судом решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вельского районного суда Архангельской области от 14 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО «Вельский муниципальный район» — без удовлетворения.
Председательствующий
Ю.И.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Г.С.ВЕРЕЩАГИН
И.А.ПЫЖОВА