Решение по делу о признании незаконным бездействия муниципального органа по непринятию мер к созданию контрольно-счетного органа изменено, так как ответчик вправе как создать контрольно-счетный орган, так и заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Апелляционное определение Архангельского областного суда от 11.08.2014 по делу N 33-4056

Судья: Хохряков Н.А.

Докладчик: Рассошенко Н.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Кузнецова Ю.И.,

судей Верещагина Г.С. и Рассошенко Н.П.

при секретаре О.

с участием прокурора областной прокуратуры Анащенко М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 11 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе председателя Совета депутатов Федорогорского сельского поселения К. на решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 18 июня 2014 года, которым постановлено:

«исковые требования прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному Совету Федорогорского сельского поселения о признании незаконным бездействие по непринятию мер к созданию контрольно-счетного органа муниципального образования «Федорогорское», обязании создать контрольно-счетный орган удовлетворить.

Обязать Совет депутатов Федорогорского сельского поселения в течение месяца с момента, вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля, а именно создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Федорогорское».

Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия

установила:

Прокурор Шенкурского района Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Совета депутатов Федорогорского сельского поселения по непринятию мер к созданию контрольно-счетного органа муниципального образования «Федорогорское», понуждении создать контрольно-счетный орган в МО «Федорогорское» или заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу МО «Шенкурский муниципальный район» полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В обоснование требований указал, что при проведении проверки исполнения бюджетного законодательства установлено, что в МО «Федорогорское» не издано нормативных правовых актов, определяющих наименование, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования. Контрольно-счетные органы муниципальных образований должны формироваться и осуществлять свою деятельность в порядке, установленном ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Устав МО «Федорогорское» предусматривает создание контрольно-счетного органа местного самоуправления.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования, просил признать незаконным бездействие Совета депутатов Федорогорского сельского поселения по непринятию мер к созданию контрольно-счетного органа МО «Федорогорское», обязать Совет депутатов Федорогорского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля, а именно создать контрольно-счетный орган в МО «Федорогорское».

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Ефимова А.В. уточненные требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица К. в судебном заседании согласился с требованиями прокурора, пояснив, что до настоящего времени Советом депутатов Федорогорского сельского поселения не утвержден состав контрольно-счетного органа ввиду отсутствия квалифицированных специалистов.

Суд вынес указанное решение, с которым не согласился председатель Совета депутатов Федорогорского сельского поселения К.

В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. Указал, что в связи с внесением Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ изменений в ч. 1 ст. 38 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на момент принятия решения судом законодателем установлено право, а не обязанность представительного органа муниципального образования образовать контрольно-счетный орган муниципального образования. Ссылаясь на п. 11 ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», указал, что представительные органы поселений вправе заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. Создание контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в данному случае не требуется.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав пояснения прокурора Анащенко М.А., не согласившейся с апелляционной жалобой, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Советом депутатов Федорогорского сельского поселения контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Федорогорское» до настоящего времени не создан.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Общие принципы организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Создание таких органов в муниципальных образованиях в силу закона является обязательным.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования (ч. 2). Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно (ч. 4). Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (ч. 11).

В силу ст. 4 Устава МО «Федорогорское» органами местного самоуправления Федорогорского сельского поселения являются: Совет депутатов Федорогорского сельского поселения — представительный орган муниципального образования «Федорогорское»; глава Федорогорского сельского поселения — глава муниципального образования «Федорогорское»; администрация Федорогорского сельского поселения — местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования «Федорогорское» и контрольно-счетная палата Федорогорского сельского поселения — контрольно-счетный орган муниципального образования «Федорогорское».

Исключительно Советом депутатов Федорогорского сельского поселения устанавливаются полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетной палаты Федорогорского сельского поселения (ст. 17 Устава). Контрольно-счетная палата Федорогорского сельского поселения является постоянно действующим органом внешнего муниципального контроля и образуется Советом депутатов Федорогорского сельского поселения (п. 1 ст. 24 Устава).

Совет депутатов Федорогорского сельского поселения вправе заключать соглашения с Собранием депутатов муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» полномочий контрольно-счетного органа Федорогорского сельского поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. В случае заключения такого соглашения контрольно-счетный орган Федорогорского сельского поселения не формируется (п. 7 ст. 24 Устава).

В соответствии с ч. 2 ст. 264.4 БК РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.

Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязывающими органы местного самоуправления осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритетного применения мер по предотвращению коррупции, позволяет судебной коллегии признать правомерными доводы прокурора о том, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации предполагает обязательность организации внешнего муниципального контроля в каждом муниципальном образовании в формах, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ.

Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что в Федорогорском сельском поселении отсутствует контрольно-счетный орган, что приводит к не осуществлению контроля за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, к не проведению экспертизы проектов местного бюджета, к отсутствию информации о ходе исполнения местного бюджета и о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также к не проведению в пределах полномочий мероприятий, направленных на противодействие коррупции.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда, поскольку в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом МО «Федорогорское» Совет депутатов Федорогорского сельского поселения в целях устранения нарушений действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля вправе как создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Федорогорское», так и заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Решение суда в части установления срока устранения допущенных нарушений действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля сторонами не оспаривается. Судебная коллегия находит его разумным, установленным судом с учетом характера, объема и сложности мероприятий, необходимых для его исполнения.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к иному ошибочному толкованию представителем заинтересованного лица норм материального права. Подписанного соглашения о передаче контрольно-счетному органу МО «Шенкурский муниципальный район» полномочий контрольно-счетного органа Федорогорского сельского поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля заинтересованным лицом в нарушение ст. 56 ГПК РФ ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено. Кроме того, представитель заинтересованного лица К. в судебном заседании с заявленными прокурором требованиями согласился.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 18 июня 2014 года изменить, вынести новое решение, по которому:

Заявление прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Совета депутатов Федорогорского сельского поселения по непринятию мер по организации внешнего муниципального контроля муниципального образования «Федорогорское» и возложении обязанности устранить нарушение законодательства по организации внешнего муниципального контроля муниципального образования «Федорогорское» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов Федорогорского сельского поселения по непринятию мер по организации внешнего муниципального контроля муниципального образования «Федорогорское».

Обязать Совет депутатов Федорогорского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля, а именно создать контрольно-счетный орган в муниципальном образовании «Федорогорское» или заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Председательствующий
Ю.И.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Г.С.ВЕРЕЩАГИН
Н.П.РАССОШЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *