В удовлетворении иска о взыскании компенсации морального вреда отказано правомерно, так как истцом не была соблюдена письменная форма заявления на страхование и не были приложены все необходимые для заключения договора документы, кроме того, истец с требованием о понуждении ответчика к заключению договора обязательного страхования не обращался.

Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 26.08.2014 по делу N 33-6993/14

Судья: Этвеш К.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Явкиной М.А.,

судей Сачкова А.Н., Новоселовой Е.Г.,

при секретаре Б.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Б.А. на решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 26 мая 2014 года по иску Б.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» о защите прав потребителей.

Заслушав доклад судьи Явкиной М.А., судебная коллегия

установила:

Б.А. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее — ООО) «Росгосстрах» о взыскании компенсации морального вреда в размере *** рублей.

В обоснование требований указал, что застраховал свою автогражданскую ответственность у ответчика. Срок действия страхового полиса заканчивался ДД.ММ.ГГ. ДД.ММ.ГГ истец обратился к ответчику с требованием дать письменные разъяснения по поводу неприменения коэффициента страховых тарифов и навязывания дополнительных услуг в виде заключения дополнительных договоров страхования, либо заключить новый договор страхования на предусмотренных законом условиях. В случае отказа заключить договор просил ДД.ММ.ГГ предоставить ему предусмотренные п. 35 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» сведения о страховании по форме, установленной законодательством Российской Федерации. ДД.ММ.ГГ Б.А. повторно обратился к ответчику с письменным заявлением, в котором расценил действия ООО «Росгосстрах» как отказ от заключения договора и повторно потребовал предоставить сведения о страховании. По окончании договора страхования, ДД.ММ.ГГ, Б.А. вновь обратился с заявлением, получив сведения «о безаварийности» ДД.ММ.ГГ. Полагал, что ответчиком умышленно отказано в заключении публичного договора и не предоставлена предусмотренная действующим законодательством информация в установленный срок. В связи с тем, что Б.А. был лишен возможности использовать личный автомобиль в течение недели и вынужден самостоятельно искать другого страховщика, он испытал нравственные страдания, что неблагоприятно сказалось на его самочувствии.

Решением Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 26 мая 2014 года в удовлетворении исковых требований Б.А. отказано.

В апелляционной жалобе истец просит об отмене решения и удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что суд фактически лишил его статуса потребителя, что противоречит п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и обстоятельствам дела. Не предоставив ответа на обращение, в котором содержалось намерение заключить договор ОСАГО на новый срок и требование предоставить информацию об услуге, ответчиком нарушено требование п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Указывает также на отсутствие в решении суда оценки доводам истца о том, что он является слабой стороной в данных правоотношениях.

В судебном заседании истец Б.А. доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела ходатайств не заявили. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Б.А. ДД.ММ.ГГ обратился к ответчику с требованием дать письменное разъяснение по поводу неприменения коэффициента страховых тарифов и навязывания дополнительных услуг в виде заключения дополнительных договоров страхования, либо заключить новый договор на предусмотренных законом условиях, просил также предоставить сведения о страховании по форме, установленной законодательством Российской Федерации. ДД.ММ.ГГ Б.А. повторно обратился к ответчику с письменным заявлением, в котором повторно потребовал предоставить сведения о страховании. Ответа на данные обращения он не получил.

После окончания срока действия договора ОСАГО на письменное обращение Б.А. от ДД.ММ.ГГ о предоставлении ему сведений о страховании по форме, установленной в соответствии законодательством Российской Федерации, ООО «Росгосстрах» в течение пятидневного срока, ДД.ММ.ГГ, предоставило такие сведения истцу.

Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия находит указанный вывод суда соответствующим действующему законодательству.

В силу ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

В соответствии с пунктом 14 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 263 от 07 мая 2003 года, страховщик не вправе отказать в заключении договора ОСАГО клиенту, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с правилами ОСАГО.

Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы: заявление о заключении договора обязательного страхования по форме, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации; документ, удостоверяющий личность; документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт, технический талон или аналогичный документ); водительское удостоверение или копию водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (если договор обязательного страхования будет предусматривать допуск к управлению транспортным средством определенных лиц); диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (п. 15 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств).

Таким образом, в соответствии с указанными пунктами Правил обязательного страхования и ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации страхователь вправе обратиться к выбранному страховщику с заявлением о заключении договора обязательного страхования по установленной форме с приложением необходимых документов.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты (п. 1 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При отказе или уклонении страховщика от заключения договора ОСАГО страхователь вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку Б.А. не была соблюдена письменная форма заявления на страхование и не были приложены все необходимые для заключения договора документы, суд обоснованно отклонил доводы истца о том, что ООО «Росгосстрах» умышленно отказало истцу в заключении публичного договора.

Кроме того, истец с требованием о понуждении ответчика к заключению договора обязательного страхования не обращался.

В силу п. 35 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при досрочном прекращении или по окончании действия договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о страховании по форме, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения о страховании предоставляются страховщиком бесплатно в письменной форме в 5-дневный срок с даты соответствующего обращения страхователя и вносятся в автоматизированную систему страхования.

Сведения о страховании предоставляются страхователем страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

После окончания срока действия договора ОСАГО на письменное обращение Б.А. ООО «Росгосстрах» предоставило ему в пятидневный срок сведения о страховании по установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации форме.

Поскольку действующим законодательством предоставление сведений об обязательном страховании в течение срока действия договора обязательного страхования по требованию страхователя не предусмотрено, информация о досрочном прекращении действия договора в материалах дела отсутствует, и истец на указанные обстоятельства не ссылался, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что у ООО «Росгосстрах» не имелось законных оснований для предоставления Б.А. сведений о страховании до окончания срока действия договора страхования. Доводы истца об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.

Кроме того, сведения о страховании предоставлены истцу в разумный срок — ДД.ММ.ГГ, поскольку первоначальное обращение было ДД.ММ.ГГ.

В связи с изложенным, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные доводы жалобы о том, что ответчиком нарушено требование п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», предусматривающий, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Ссылка в жалобе на отсутствие в решении суда оценки доводам истца о том, что он является слабой стороной в данных правоотношениях, основанием для отмены принятого решения не является.

Поскольку иных доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит, судебная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

апелляционную жалобу истца Б.А. на решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 26 мая 2014 года без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *