В удовлетворении заявлений об оспаривании части 1 статьи 2 Закона Алтайского края О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности от 31.12.2004 N 77-ЗС отказано, так как оспариваемый нормативный акт не противоречит ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, ни другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.

Решение Алтайского краевого суда от 14.02.2006 по делу N 3-14/2006

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего Е.Э.,

при секретаре Т.Т.,

с участием прокурора Ш.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям К.Н., Б.И., В.В., П.Т., В.Е. об оспаривании части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 77-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» (в редакции Закона Алтайского края от 29 декабря 2005 года N 139-ЗС),

установил:

К.Н., Б.И., В.В., П.Т. и В.Е. обратились в Алтайский краевой суд с заявлениями о признании части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 77-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» (в редакции Закона Алтайского края от 29 декабря 2005 года N 139-ЗС) в отношении специалистов учреждений (организаций) здравоохранения недействительной и противоречащей статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ссылаясь в обоснование своих требований на следующие обстоятельства.

Они все являются медицинскими работниками, занимающими должности в МУЗ «К», и проживают в сельской местности: в с. Красногорское Красногорского района Алтайского края. С принятием Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 77-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» (далее по тексту — Закон Алтайского края N 77-ЗС) значительно ухудшилось их материальное положение, т.к. с 1 января 2005 года они вынуждены ежемесячно оплачивать коммунальные услуги в виде водоснабжения, канализирования, вывоза мусора, электроэнергии, теплоснабжения, тогда как ранее, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан пользовались правом на бесплатное жилье с отоплением и освещением. Денежная компенсация в сумме 200 рублей, увеличенная Законом Алтайского края от 29 декабря 2005 года N 139-ЗС до 300 рублей, предусмотренная оспариваемой нормой права, не компенсирует их материальных затрат. Тем самым Закон Алтайского края вступил в противоречие с федеральным законодательством, а именно с пунктом 2 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года.

В судебном заседании К.Н., В.Е. и В.В. заявленные требования, а также доводы, указанные в заявлении поддержали, пояснив, что действительно в течение 2005 года оплачивали коммунальные услуги, расходы на которые до 1 января 2005 года не несли, т.к. пользовались натуральными льготами по отоплению и освещению. Условия оплаты коммунальных услуг, возникшие вследствие принятия оспариваемой нормы, не позволяют сельскому медработнику иметь достойное материальное положение. Размер ежемесячной денежной выплаты должен полностью восполнять данные расходы. Стоимость жилищно-коммунальных услуг за несколько последних лет многократно возросла. Они проживают в благоустроенных домах с центральным отоплением, в связи с чем вынуждены платить за все эти услуги больше, чем медицинские работники, проживающие в частных домах, где отопление печное.

Заявительницы П.Т. и Б.И., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили дело рассмотреть без своего участия, что в силу части 5 статьи 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела по существу.

Представители заинтересованных лиц: Алтайского краевого Совета народных депутатов К.И., администрации Алтайского края М.Л., комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике З.В., Главного управления администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне Л.Г., Управления администрации Алтайского края по труду М.И., комитета администрации Алтайского края по здравоохранению Г.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявлений К.Н., Б.И., В.Е., В.В. и П.Т., ссылаясь на следующие доводы.

Измененная редакция статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусматривает установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. С 1 января 2005 года сохранение натуральных льгот в виде бесплатного предоставления квартир с отоплением и освещением для медицинских работников, проживающих в сельской местности, и членов их семей законодательством не предусмотрено. Закон Алтайского края N 77-ЗС был принят в развитие Федерального закона N 122-ФЗ, статья 153 которого должна применяться лишь в части, касающейся запрета уменьшения совокупного объема финансирования льгот, которые ранее предоставлялись в натуральной форме. Что касается совокупного объема финансирования в целях поддержки отдельных категорий специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, перечень которых указан в части 2 статьи 1 Закона Алтайского края N 77-ЗС, то в 2005 году он составил 272,9 млн. рублей против 121 млн. рублей, выделенных в 2004 году, а расходы краевого бюджета на 2006 год запланированы на уровне 364,4 млн. руб. Причем если в 2004 году из федерального бюджета бюджету края было компенсировано 39,3 млн. руб., то с 2005 года данные расходы финансируются исключительно из казны субъекта Федерации. Федеральным законом о бюджете средства на реализацию полномочий субъекта Федерации, касающихся предмета совместного ведения, и самостоятельно им установленных, не предусмотрены, а потому субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить размер расходов (в том числе размер ежемесячной денежной выплаты) за счет и в пределах средств своего бюджета. Ежемесячная денежная выплата, предусмотренная частью 1 статьи 2 Закона Алтайского края N 77-ЗС, не должна полностью компенсировать все расходы специалистов, работающих и проживающих в сельской местности на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Выслушав пояснения заявительниц и представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора Ш.М., полагавшего, что заявления К.Н., Б.И., В.Е., В.В. и П.Т. являются обоснованными, исследовав материалы дела и оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Правом на предоставление бесплатного жилья с отоплением и освещением медицинские работники, проживающие в сельской местности, пользовались в соответствии с постановлением ВЦИК СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках», постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране», Жилищным кодексом РСФСР и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1.

Пунктом 10 постановления ВЦИК СНК РСФСР от 10 июня 1930 года было предусмотрено предоставление соответствующими местными исполкомами (по местно-бюджетным учреждениям) и подлежащими учреждениями, предприятиями и организациями бесплатных квартир с отоплением и освещением в натуре квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельской местности и рабочих поселках.

Согласно статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, введенного в действие с 1 января 1984 года, специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях — в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливается Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.

Советам Министров республик, край(обл)исполкомам было предписано разработать и осуществить мероприятия по обеспечению всех проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках врачей, провизоров и среднего медицинского и фармацевтического персонала и проживающих с ними членов семей бесплатными квартирами с отоплением и освещением (пункт 20 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517).

Решением исполнительного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов от 14 ноября 1984 года N 323 в соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР был определен перечень категорий специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих и иных поселках, а также порядок и нормы бесплатного предоставления им жилых помещений с отоплением и освещением.

В данный перечень вошли в частности все врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал (пункт 4 приложения N 1 к решению исполкома от 14 ноября 1984 года N 323), на органы здравоохранения и просвещения, а также предприятия и организации, имеющие медицинские учреждения и учреждения просвещения, возлагалась обязанность оплачивать жилищно-эксплуатационным организациям всю жилую площадь (включая излишки), предоставленную в пользование вышеуказанным работникам, в одинарном размере, а на исполнительные комитеты районных, поселковых и сельских Советов народных депутатов — обязанность предоставлять топливо на фактически предоставленную жилую площадь специалистам (кроме ветеринарных работников и киномехаников) и совместно проживающим с ними членам их семей (приложение N 2 к решению исполкома от 14 ноября 1894 года N 323).

Аналогичное право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членами их семей было закреплено частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1.

С принятием Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 14 мая 1928 года «Об оплате жилых помещений в городах и рабочих поселках» и от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» утратили силу.

Тем же Федеральным законом было предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ).

Согласно подпункту «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 625 «Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации актов ЦК КПСС и Совета Министров СССР в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год» постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» признано недействующими на территории Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон N 122-ФЗ) в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения.

В частности, часть вторая признана утратившей силу. Статья дополнена частями четвертой, пятой, шестой следующего содержания:

«Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.» (пункт 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ).

Исходя из положений пункта 1 статьи 155 Федерального закона N 122-ФЗ, вышеуказанные изменения статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан вступили в силу с 1 января 2005 года.

Постановлением администрации Алтайского края от 14 января 2005 года N 10 решение исполнительного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов от 14 ноября 1984 года N 323 «О перечне категорий специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих и иных поселках, порядке и нормах бесплатного предоставления им жилых помещений с отоплением и освещением» было признано утратившим силу с момента вступления в силу Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности».

Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Жилищный кодекс РСФСР признан утратившим силу с 1 марта 2005 года.

Тем самым установленный ранее порядок реализации права медицинских работников на получение натуральных льгот с 1 января 2005 года не подлежал применению ввиду того, что регламентировавшие его нормативные правовые акты утратили свою силу.

Закон Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 77-ЗС, принятый постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 29 декабря 2004 года N 549, официально опубликованный в газете «Алтайская правда» N 10-11 от 20 января 2005 года, Сборнике законодательства Алтайского края N 104 за 2004 год (ч. 2 с. 190) и вступивший в законную силу с 1 января 2005 года, был призван определить меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в краевых государственных и муниципальных учреждениях (организациях), финансируемых из краевого и местных бюджетов, и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (часть 1 статьи 1 Закона Алтайского края N 77-ЗС).

Частью 1 статьи 2 этого Закона размер ежемесячной денежной выплаты категориям граждан, указанным в части 2 статьи 1, был установлен в размере 200 рублей.

Законность данной нормы была проверена при рассмотрении Алтайским краевым судом гражданского дела по заявлению О.Т. об оспаривании частей 1 и 2 статьи 2 того же Закона Алтайского края. Вступившим в законную силу решением суда от 25 марта 2005 года в удовлетворении требований О.Т. в этой части было отказано.

В соответствии со статьей 3 Закона Алтайского края от 29 декабря 2005 года N 139-ЗС «О внесении изменений в законодательные акты Алтайского края», вступившего в законную силу с 1 января 2006 года и опубликованного в газете «Алтайская правда» N 19 от 26 января 2006 года, часть 1 статьи 2 Закона Алтайского края N 77-ЗС была изложена в новой редакции: «категориям граждан, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Закона, устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере 300 рублей. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит пересмотру при утверждении краевого бюджета на очередной финансовый год».

Поскольку в измененной редакции часть 1 статьи 2 Закона Алтайского края N 77-ЗС представляла собой иную норму права в сравнении с той частью нормативного правового акта, которая была оспорена ранее О.Т., заявления К.Н., Б.И., В.В., П.Т. и В.Е. были приняты к производству Алтайского краевого суда и объединены для совместного рассмотрения и разрешения.

Таким образом, предметом судебного разбирательства по настоящему делу является часть 1 статьи 2 вышеупомянутого Закона Алтайского края в редакции Закона Алтайского края от 29 декабря 2005 года N 139-ЗС в пределах распространения ее действия на специалистов учреждений (организаций) здравоохранения.

К.Н., Б.И., В.В., П.Т. и В.Е. действительно проживают в сельской местности — в с. Красногорское Красногорского района Алтайского края, что видно из справок, выданных администрацией Красногорского сельского Совета.

Документально подтверждено, что, работая до настоящего времени в муниципальном учреждении здравоохранения «К», они занимают следующие должности: К.Н. — врача-хирурга <…>; В.Е. — врача-стоматолога <…>; Б.И. — фельдшера «Скорой помощи» <…>; В.В. — врача-педиатра <…>; П.Т. — фельдшера <…>. (Справки МУЗ «К»).

В силу пункта 2 Перечня должностей специалистов, работающих в краевых государственных и муниципальных учреждениях (организациях), финансируемых из краевого и местных бюджетов, и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеющих право на получение мер социальной поддержки, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 24 марта 2005 года N 153, каждой из заявительниц принадлежит право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Алтайского края N 77-ЗС, в том числе право на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной частью 1 статьи 2 того же закона.

В обоснование своих доводов о нарушении принадлежащих им прав и законных интересов заявительницы ссылались на то, что ежемесячная денежная выплата в сумме 300 рублей представляет для них недостаточный уровень компенсации тех льгот, которые им как медицинским работникам, проживающим в сельской местности, предоставлялись в натуральной форме до 1 января 2005 года. Тем самым, их положение, существовавшее до указанной даты, значительно ухудшилось, что, как они полагают, противоречит статье 153 Федерального закона N 122-ФЗ.

В поступивших заявлениях содержалась ссылка на положения преамбулы и абзаца 3 пункта 2 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ:

при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны: при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;

при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Подобные суждения являются несостоятельными в силу следующих обстоятельств.

Из анализа положений оспариваемого Закона Алтайского края усматривается, что он был принят по инициативе субъекта Российской Федерации (Алтайского краевого Совета народных депутатов) с целью дополнительной правовой и социальной защиты определенных категорий специалистов, работающих и проживающих в сельской местности.

Специалисты учреждений (организаций) здравоохранения были включены в перечень категорий граждан, на которых распространяется действие Закона в связи с тем, что натуральные льготы в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением с 1 января 2005 года в статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан уже не были предусмотрены, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации было предоставлено право установить меры социальной поддержки для таких работников.

В силу статьи 73 Устава Алтайского края к полномочиям Алтайского краевого Совета народных депутатов относится принятие законов Алтайского края и иных правовых актов.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Следовательно, ежемесячная денежная выплата, введенная законом субъекта Российской Федерации и не предусматривавшаяся ранее действовавшим законодательством, представляет собой меру социальной поддержки, установление и определение размера которой входит в компетенцию этого субъекта (в рассматриваемом случае — в компетенцию Алтайского краевого Совета народных депутатов).

По существу такая мера не носит компенсационного характера, т.е. не преследует цель в обязательном порядке и в полном объеме обеспечить предоставление ранее действовавших натуральных льгот в денежном выражении.

Несмотря на то, что частью 2 статьи 2 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 77-ЗС предусмотрено, что ежемесячной денежной выплатой заменяются льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и приобретению твердого топлива, предоставлявшиеся в соответствии с федеральным законодательством до 1 января 2005 года специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, содержание этой нормы следует оценивать в том смысле, что ежемесячная денежная выплата устанавливается в отношении специалистов учреждений (организаций) здравоохранения не взамен и не с целью отмены натуральных льгот, а для оказания субъектом Российской Федерации определенной им меры социальной поддержки.

Аналогичный вывод послужил основанием для отказа в удовлетворении заявления О.Л. о признании недействующей части 2 статьи 2 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 77-ЗС, что следует из вступившего в законную силу решения Алтайского краевого суда от 19 сентября 2005 года по делу N 3-86/2005.

Федеральным законодательством не предусмотрен порядок получения ежемесячной денежной выплаты, установления ее размера, в том числе ее минимального либо максимального пределов, а потому субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать такую меру социальной поддержки и определять ее размер, исходя из возможностей бюджета соответствующего уровня.

Таким образом, Закон Алтайского края N 77-ЗС был принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а сфера действия части 1 статьи 2 этого закона была распространена на специалистов учреждений (организаций) здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, в связи с тем, что с 1 января 2005 года, т.е. со вступлением в действие Федерального закона N 122-ФЗ, нормы Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан о предоставлении льгот в натуральной форме в виде бесплатного предоставления жилья с отоплением и освещением утратили свою силу.

Из информации, представленной комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, а также из обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Алтайского краевого суда от 19 сентября 2005 года по делу по заявлению О.Л. об оспаривании части 2 статьи 2 Закона Алтайского края N 77-ЗС следует, что в 2004 году расходы бюджета края на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, составили 120,6 млн. рублей, производились из местных бюджетов с последующей частичной компенсацией понесенных расходов за счет средств Фонда компенсации федерального бюджета на основании ежеквартальных отчетов о фактически понесенных затратах. Отчеты о финансировании указанных расходов в 2004 году представлялись комитетом администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике по утвержденной форме в Министерство финансов Российской Федерации на основании соответствующих отчетов районов и городов края. Сумма компенсации из федерального бюджета за 2004 года составила 39,3 млн. рублей.

На оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в 2005 году Законом Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» было предусмотрено 187 млн. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2004 году.

Фактические расходы краевого бюджета на указанные цели в 2005 году составили 272,9 млн. руб., что в 2,6 раза превышает расходы 2004 года.

В 2006 году данные расходы запланированы на уровне 364,4 млн. руб., что превосходит показатели 2004 и 2005 года в 3,4 раза и в 1,3 раза соответственно.

Применительно к мерам социальной поддержки, оказываемым специалистам системы здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности, из бюджета края в 2004 году было потрачено 20,1 млн. руб., в 2005 году — 31,8 млн. руб. (т.е. в 1,6 раза больше). В 2006 году эти расходы запланированы на уровне 42,6 млн. руб. (рост к 2004 году — 2,1 раза, к 2005 году — 1,3 раза).

Данная информация основана на положениях статьи 26 Закона Алтайского края от 29 декабря 2003 года N 77-ЗС «О краевом бюджете на 2004 год», части 4 статьи 27 Закона Алтайского края от 28 декабря 2004 года N 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год», пункте 9 части 2 статьи 30 и части 1 статьи 37 Закона Алтайского края от 24 декабря 2005 года N 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год».

У суда нет оснований не доверять подобным официальным сведениям, а также пояснениям представителей Алтайского краевого Совета народных депутатов и комитета администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике о том, что никакие другие средства помимо отраженных в представленных документах, в частности, субвенции, предусмотренные статьей 25 Закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2004 год», на оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в 2004 году не направлялись.

Эти пояснения полностью согласуются с копиями отчетов о финансировании соответствующих расходов, представленных комитетом администрации края по финансам налоговой и кредитной политике в Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации письмом от 17 января 2005 года N 04-07/3.

Кроме того, сама по себе новая редакция части 1 статьи 2 Закона Алтайского края N 77-ЗС, предусмотревшая повышение размера ежемесячной денежной выплаты с 200 до 300 рублей, свидетельствует о том, что права и охраняемые законом интересы заявительниц не были нарушены данной нормой права, а уровень их социальной защищенности по сравнению с прошедшим периодом действия закона возрос.

Поскольку применительно к положениям абзаца 3 пункта 2 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ значение имеет лишь сравнительный анализ объемов финансирования, доводы К.Н., Б.И., В.В., П.Т. и В.Е. о многократном увеличении стоимости жилищно-коммунальных услуг оцениваются судом как несостоятельные.

Следовательно, оспариваемая норма не противоречит ни Федеральному закону N 122-ФЗ, ни другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявительниц, а потому требования последних удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194 — 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявлений К.Н., Б.И., В.В., П.Т., В.Е. об оспаривании части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 77-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» (в редакции Закона Алтайского края от 29 декабря 2005 года N 139-ЗС) отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке путем подачи кассационных жалобы и представления в Верховный Суд Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *